На Кубе, в одной из тех единичных ныне стран, где компартия как была, так и остаётся единственной, отменили выездные визы. То есть, как это было у нас в советские времена, не надо больше каждый раз испрашивать родное государство (где за ОВИРом всегда КГБ) разрешения на выезд.
Вообще интересно, при всех культурных различиях на Кубе и в России (или, например, во Вьетнаме и Восточной Германии) во всех странах практическое применение марксистско-ленинского учения, столь привлекательного в теории, давало одни и те же следствия: дефицит товаров (и даже в мирное время карточки на продукты), "глушилки" против "голосов", выездные визы. И еще, конечно, "деревянные" деньги: советские рубли, марки ГДР, кубинские песо.
У меня в руках — редкая монета в один дореволюционный кубинский песо, который тогда был равен доллару. Надпись на монете: Patria y Libertad. В переводе — "Родина и свобода". Обратите внимание еще раз: "Родина и свобода". Нынешний лозунг предполагает выбор не "и", а "или". Но какой это выбор? "Социализм или смерть". Вот и в вопросах с деньгами — выбор. На социалистическом острове действуют две валюты: песо национальный "деревянный" (на него можно отоварить карточки), и песо конвертируемый, что-то вроде чека "Березки". И то, и другое стоит рассмотреть повнимательней.
Купюры в три песо. Номинал необычный, явно родственный советской трёхрублёвке. Впрочем, в данном случае и на "деревянном" песо, и на конвертируемом изображен Че Гевара.
А вот по-настоящему примечательна банкнота в 20 конвертируемых песо. На ней изображен старый советский Ил-62, но новенькая скорая помощь, госпиталь и врачи-офтальмологи. Надпись — "Операция Чудо". Это бесспорное достижение кубинской власти. По одному из таких кубинских медицинских чудо-учреждений нас как-то памятно водил Фидель Кастро-младший. Сын лидера революции, он является советником Госсовета республики по науке. Повторим, что успехи у кубинской медицины действительно бесспорны. Хотя бы и по этой свежей съемке наших спецкоров в Гаване видно: там очень много очень бедных и не вполне сытых, но и очень пожилых людей. Средняя продолжительность жизни как в Америке и выше, чем в иных странах Европы. Оттого этой своей купюрой в 20 конвертируемых песо кубинцы именно гордятся. Оттого именно на Кубе проходит сейчас лечение венесуэльский лидер Уго Чавес. И именно заключив альянс с ним, кубинцы изобразили на самой своей крупной купюре в 100 конвертируемых песо (то есть это примерно 100 долларов) не карту Кубы, а карту всей Латинской Америки. Пусть даже рядовой кубинец такие деньги зарабатывает за пять месяцев.
Почему же бедные латиноамериканцы так держатся друг за друга? Интересно, что задолго до всяких социализмов на Кубе или в Венесуэле дореволюционный и никакой не коммунистический сенатор Кубы, ее представитель в Лиге наций и посол в Соединенных Штатах дон Косме де ла Торрьенте сказал следующее: "Мы является составной частью стратегической обороны США. Выбор очевиден. Либо мы с США являемся союзниками, что позволяет нам защитить и самих себя, либо они нас оккупируют".





























































































