Тема:

Мятеж в Мали 5 лет назад

Пришли и победили: французская операция в Мали близится к завершению

Французские и малийские войска выбили исламистов из города Гао
Французские и малийские войска выбили исламистов из города Гао
Президент Франции Франсуа Олланд во время своего визита в Тимбукту на прошлой неделе удовлетворительно оценил успехи своих военнослужащих и заявил, что в течение месяца Франция начнёт выводить войска. Удалось ли французам справиться с поставленной задачей, и что будет с Мали после их ухода?

Спустя несколько часов после выступления президента Франции Франсуа Олланда в освобождённом Тимбукту французские самолёты начали масштабную бомбардировку севера Мали. Там, в пустынных районах, по данным разведки, остались значительные силы исламистов, выбитые из крупных городов. По всей видимости, бомбардировка стал ответом военных на заявления первых лиц государства о скором окончании операции. По словам министра иностранных дел Пятой республики Лорана Фабиуса, вывод французского контингента из Африки может начаться в первых числах марта. При этом министр заявил, что операция в северной части страны, "где ещё остались террористы", продолжается. А министр обороны Жан-Ив Ле Дриан заявил, что в ходе операции были уничтожены "несколько сотен вооружённых боевиков", а их группировкам был нанесён "колоссальный ущерб".

Во время своего выступления Франсуа Олланд подчеркнул, что во Франции есть "множество внутренних проблем", поэтому вмешательство его страны в конфликт "носит не политический характер, а является выполнением целей, установленных в рамках резолюции ООН". По его словам, французские войска действуют по просьбе малийского президента и с санкции Совета Безопасности с целью "вернуть всю территорию Мали под контроль законного президента, а затем – лидеров, избранных малийцами". Таким образом, французский президент анонсировал назначенные на июль выборы президента Мали, которые, по всей видимости, будут проходить под эгидой ООН.

Под контроль ООН может перейти и руководство военной операцией. Так, вице-президент США Джо Байден во время своего визита в Париж 4 февраля заявил, что операцию против исламистов должны возглавить африканские страны, а затем её руководство возьмёт на себя Организация Объединённых Наций. В настоящий момент операцию возглавляет Франция, в ней принимают участие 1,5 тысячи французских солдат, а также около 1 тысячи военнослужащих из африканских стран, объединённых под знаменем Совета мира и безопасности Африканского союза. Несмотря на довольно внушительный список стран-участников (в Африканский союз входят 53 страны континента), руководство АС до сих пор было не в состоянии осуществлять военные операции самостоятельно – даже в операции по установлению конституционного порядка на небольшом острове Анжуан логистическую поддержку войскам Афросоюза оказывала Франция. А задача по освобождению севера Мали от нескольких тысяч вооружённых туарегов и вовсе оказалась для военного руководства АС неподъёмной.

Об операции по возвращению северо-востока Мали под контроль центрального правительства заговорили, когда вскоре после военного переворота в Бамако 6 марта 2012 года в стране вспыхнуло туарегское восстание – тогда мятежникам удалось захватить крупные города Кидаль, Гао и Тимбукту, а 6 апреля на захваченных территориях произошло провозглашение независимого Азавада. Впрочем, уже через несколько месяцев внутри восставших наметился раскол из-за будущего мироустройства, который перерос в боевые столкновения. В конце июня радикальная исламистская группировка "Ансар ад-Дин" установила контроль над всеми городами Азавада, провозгласив в них законы шариата. На захваченной территории началось наступление на светские ценности, были запрещены западная музыка, бары, футбол, а также курение. Многие древние памятники архитектуры были объявлены "языческими идолами" и разрушены. После того, как исламисты направились на юг и взяли ключевой город Конну, Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2085 о необходимости международного вмешательства, а в начале января Франция ввела войска в Мали.

Несмотря на обширный театр боевых действий и сообщения о множестве убитых боевиков, на данный момент французские военные потери составляют один сбитый вертолёт и его погибшего пилота. При этом, по сообщениям очевидцев, большую часть погибших боевиков составляют жертвы авианалётов – сами же мятежники не ведут с французской армией боевых действий, а покидают города без боя. Не менее странной выглядит новость о расколе внутри группировки "Ансар ад-Дин", от которой отделилось "Исламское движение Азавада". Его представители заявили, что не приемлют любые формы экстремизма и готовы бороться с террористами на стороне международной коалиции. 28 января они заявили об установлении контроля над "столицей" мятежников — городом Кидаль, после того, как оттуда ушли радикальные исламисты. Французские войска, предварительно проведя переговоры с "Исламским движением Азавада", вошли в Кидаль без единого выстрела. До этого также бескровно были взяты города Диабали и Тимбукту. Но если ударами с воздуха было уничтожено "несколько сотен", то куда же делись остальные тысячи?

Дело в том, что большую часть противников Франции по-прежнему составляют туареги, спонсируемые международными террористическими организациями и получающие оружие, в основном, с территории Ливии. Они издревле не признают границ между странами Западной Сахары и свободно перемещаются по пустынным территориям Мали, Нигера, Ливии, Буркина-Фасо и Алжира. Поэтому выбить их с территории Мали было нетрудно – туареги просто перешли границу – воображаемую линию на песке – и оказались на территории другого государства, на которую не распространяется резолюция Совета Безопасности. Французам удалось вытеснить исламистов с территории Мали, но не уничтожить. Просто теперь вооружённые до зубов террористы стали проблемой другого государства, и никто не знает, в какой момент они решат вернуться. К сожалению, даже если руководству Мали удастся провести выборы и восстановить свою государственность, проблема радикального исламизма на африканском континенте никуда не исчезнет. Кризис с заложниками в Алжире показал, что ни одна из стран региона не может чувствовать себя в безопасности, пока на её территорию могут беспрепятственно проникать вооружённые террористы. Именно поэтому Африканскому союзу необходимо в кратчайшие сроки разработать комплексную программу по противодействию вооружённой исламизации региона Западной Сахары – в том, что террористы ещё вернутся, сегодня ни у кого не возникает сомнений.