Павел Астахов: сократить количество детских домов в два раза к 2018 году вполне реально

На этой неделе будет представлена федеральная целевая программа "Россия без сирот". О том, что будет содержаться в этом документе, в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал автор проекта, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов.

На этой неделе будет представлена федеральная целевая программа "Россия без сирот". О том, что будет содержаться в этом документе, в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал автор проекта, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов.

По словам Астахова, эта программа принципиально отличается от аналогичных, принятых ранее. Отношение к федеральным и ведомственным целевым программам часто бывает скептическим, потому что они не достигают поставленных целей, но в этом раз все будет иначе. "Мы шли от практического понимания проблемы, с которой сейчас пришлось столкнуться. Мы видим, что, к сожалению, социальное сиротство у нас превалирует среди причин отправки детей в детские дома. У 83,8% детей, находящихся в таких учреждениях, есть родители, а родственники есть практически у 100%. Но по разным причинам они не могут взять сирот в свои семьи", — рассказывает он.

Павел Астахов считает, что государство, тратя огромные деньги на детские дома (это, как минимум, тысяча долларов в месяц на каждого ребенка), забывает о том, что корни неблагополучия – в семье. При этом многие семьи, из которых изымаются дети, не могут потратить на них даже в десять раз меньшей суммы. "Получается, что мы кормим коммунальную систему детских домов. Мне кажется, пришло время перевернуть ситуацию с головы на ноги", — говорит он. По мнению Павла Астахова, вести речь о полном исчезновении детских домов пока рано, но сократить их число вдвое к 2018 году вполне реально. Суть программы в том, что деньги, выделяемые на детские дома, надо вернуть обратно в семью и не допустить изъятия ребенка оттуда. В тех регионах, где подобные программы функционируют (Тюмень, Краснодарский край, Курск), их эффективности составляет 83%.

В некоторых зарубежных странах действуют схожие программы. По словам Павла Астахова, копировать их опыт нельзя, так как есть разница и в условиях, и в менталитете, но учиться на нем необходимо.

Программа стремится всеми способами сохранить ребенка в родной семье, а в тех случаях, когда это невозможно в силу трагических обстоятельств или, например, из-за того, что родители совершили преступление, обеспечить его хорошей приемной семьей. Многие опасаются усыновлять сироту, так как боятся ответственности. Павел Астахов заявил, что он готов вести разговор с этими людьми: "Если человек чего-то боится, то он уже не равнодушный, он задумывается, может ли он взять на себя такую ответственность". По словам Павла Астахова, на одного сироту, нуждающегося в семье, в России приходится тысяча потенциальных усыновителей.