Зачем в школах "киберобразование". Реплика Александра Привалова

В начальных школах введут предмет "киберобразование", а в вузах на занятиях информатикой будет сделан акцент на безопасность в Интернете. Подобные меры предусматривает "Стратегия кибербезопасности", разработанная группой во главе с сенатором Гаттаровым.

В начальных школах введут предмет "киберобразование", а в вузах на занятиях информатикой будет сделан акцент на безопасность в Интернете. Подобные меры предусматривает "Стратегия кибербезопасности", разработанная группой во главе с сенатором Гаттаровым.

По словам сенатора, цитируемым агентством ИТАР-ТАСС, разработанный документ является "скорее политическим, чем техническим", однако в нем, несмотря на это, есть "практические предложения". Вот новый школьный предмет и оказался самым заметным из этих практических предложений.

Затея эта мне страшно не нравится. Формально говоря, со всем тем, что творят с нашей школой, она ничуть не связана: Гаттаров, подчёркивает агентство, "не уточнил", согласовано ли введение предмета "киберобразование" с Министерством образования и науки, и как он должен соотноситься с уже имеющимся в школах курсом информатики.

Но по сути это, конечно, плоть от плоти бесконечной, прости Господи, реформы образования. Именно она, жестокая, нескончаемая, непредсказуемая, упорно отказывающаяся обсуждать содержательные вопросы, и породила этот возмутительный подход к школе как к выморочному пространству: заходи кто хошь, бери что хошь.

Какой тебе хочется впендюрить курс в школьную программу, такой и давай – и не смущайся, что нам уже двадцать лет рассказывают, как невыносимо наши школьники перегружены, – и что под лозунгом борьбы с перегрузкой уже свирепо почиканы программы всех (повторяю: всех!) базовых дисциплин.

С тех пор как пробили сквозь все школьные параллели по два часа в неделю пресловутой ОБЖ, в таком гомерическом количестве просто бессмысленной, революционные предложения не иссякают. То военную подготовку в программу ввести хотят, то уроки нравственности, то какую-то неведомую "Россию в мире", то курс, не к ночи будь помянуты, нанотехнологий. С месяц назад Минфин предложил вести с первого по одиннадцатый класс курс финансовой грамотности. Теперь – новая радость: получите курс "кибербезопасности", тоже чуть ли не по всей вертикали. И каждый раз возникает простой вопрос: что конкретно вы собираетесь детям преподать за ту бездну часов, которые просите под своё обожаемое нововведение? И на этот вопрос каждый раз невозможно добиться разумного ответа.

Здесь то же самое. Киберпредмет хотят ввести, как можно понять, во всех классах начальной школы; пусть по часу в неделю – всё равно это сотня часов. Чем должно быть заполнено это огромное время? А чёрт его знает. Сенатор Гаттаров выразился сильно и лаконически: "Каждый россиянин должен знать, как защитить себя в киберпространстве, этому нужно учить с малых лет". Да, чудесно, но только – чему "этому"? Покопавшись в сети – той самой, где я, не обученный нужным навыкам с детства, так, по сенатору, явно беззащитен, я нашёл кое-какие методические разработки на этот счёт. Так, я выяснил, что в младших классах кибербезопасность должна преподаваться детям в лёгкой, игровой форме. Скажем, в форме частушек-интернашек. Вот таких: "В Интернете, как и в мире, /Есть и добрые, и злые. /Полон разных он людей, /Есть и гений, и злодей. /По портрету не поймёшь, /От кого слезу прольёшь. /Чтобы вор к нам не пришёл, /И чужой нас не нашёл, /Телефон свой, адрес, фото /В Интернет не помещай /И чужим не сообщай". Или ещё: "В Интернете злые тролли /Появляются порой. /Эти злюки-задаваки /Могут довести до драки. /Им дразнить людей прикольно, /Несмотря, что это больно. /Только полный их ’игнор’ /Тролля охладит задор. /Сам же вежлив оставайся, /В тролля ты не превращайся!". По-моему, это ужас. Читать детям стихи такого качества – преступление. А отнимать на это барахло часы у арифметики и русского – преступление ещё тягчайшее. Да, наверно, дети должны где-то услышать какие-то простые предостережения насчёт вирусов, интернет-фишинга и так далее. И поскольку у нас, в отличие от той же Европы, дети довольно часто выходят в Сеть не с домашних, а со школьных компьютеров, эти вещи, наверно, должны звучать и в школе. Но не сотню же учебных часов на это тратить – и не делать же из этого отдельный курс!

А уж намерение в рамках того же курса предостерегать детишек от посещения порнографических и прочих морально ущербных сайтов, есть не только образцовое ханжество, но и поразительная глупость. Был такой детский анекдот. Мать, убегающая на работу, наспех инструктирует своих сорванцов: "С подоконника не свешивайтесь, с ножами не играйте"… Дети тоскливо кивают: не будем, не будем… Мать продолжает: «Кошку в холодильнике не закрывайте". Дети встрепенулись: о! Идея! Так будет и тут. Единственный в мире способ приохотить младшеклассника к порнографии – это долго рассказывать ему, что он не должен о ней думать. Отстали бы от детишек, а?