Исторический момент в Музее Пушкина: Ирина Антонова меняет должность

Эта новость казалась просто невероятной: Ирина Антонова — авторитетнейший и более полувека бессменный директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина — покидает свой пост. Новым руководителем назначена известный галерист, искусствовед, специалист музейного дела Марина Лошак.

Эта новость еще утром казалась просто невероятной: Ирина Антонова — авторитетнейший и более полувека бессменный директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина — покидает свой пост. Новым руководителем назначена известный галерист, искусствовед, специалист музейного дела Марина Лошак. А Ирина Александровна продолжит свою деятельность как президент музея.

Еще очень долго невозможно будет представить Антонову отдельно от Музея изобразительных искусств. Как немыслимо будет представлять музейный комплекс на Волхонке лишенным созидательной энергии экс-директора. Когда она произносит слова прощания, музейщики начинают аплодировать. Кресло директора Антонова оставляет по своей воле – говорит, что уходит, чтобы больше заниматься семьей.

Вторая половина XX века в Советском Союзе — время не самое благоприятствующее культуре. Особенно той, что не вписывалась в прокрустово ложе социалистического реализма. Ирина Антонова, которая пришла в музей изобразительных искусств в апреле 1945-го, стала участником всех музейных процессов — и потрясений, и побед.

Возвращение Дрезденской галереи и прощальная выставка в Москве в 1955-м. Антонова называет это началом выставочного бума. Впрочем, этот бум стал особенно устойчивым явлением культурной жизни страны в 1961-м, когда Ирина Антонова возглавила ГМИИ. Произведения Фернана Леже (это 1963 год), затем — шедевры из Нью-Йорка. Сейчас это сложно представить — был ведь "железный занавес", американцы неохотно сотрудничали с СССР. Но все решал человеческий фактор. Обаяние Антоновой, ее образованность, знание иностранных языков. "Я была знакома с Шагалом, и мы договорились", — объясняет сама Ирина Антонова.

Музей не занимает роскошных дворцов как Эрмитаж, и фонды не такие богатые. Антонова как грамотный менеджер поняла: музей должен привлекать посетителей временными выставками. И они открывались, одна лучше другой. Джоконда появилась в Москве проездом из Японии. А чего стоила знаменитая экспозиция "Москва — Париж 1980", где впервые показали запрещенный в те годы русский авангард — Филонова, Малевича, Татлина. Эту экспозицию не хотел принять ни один советский музей, а Антонова не побоялась.

Серьезный знаток музыки, Антонова боготворила Святослава Рихтера. Знаменитые декабрьские вечера в музее — это проект Ирины Антоновой. Специально к этому фестивалю в музее открываются созвучные экспозиции, традиция не прерывается. Антонову, обликом напоминающую английскую королеву Елизавету, можно увидеть на всех значимых культурных событиях — в Филармонии, в Большом. Ее энергии можно позавидовать, а выставочный бум на Волхонке все нарастает. И последние экспозиции этого года — живопись Прерафаэлитов, картины Тициана — подтверждение этому.

Президент музея — не почетная отставка: Антонова сможет и будет влиять на музейную политику и консультировать коллег, помогать новому директору Марине Лошак, известному московскому галерейщику и арт-менеджеру, создателю многих удачных проектов. Именно ей Антонова не боится доверить свой музей.