В Москве стартовал кинофестиваль "Эйфория". В течение недели столичная публика сможет увидеть самые интересные новинки арт-хауса нынешнего сезона. В этом году смотр, который организует известный кинокритик Андрей Плахов, посвятили кинематографу Гонконга.
Кинокритик Андрей Плахов шутит: у него эйфория — три раза в год. В декабре, марте и октябре. Это и название его мини-кинофестиваля, и состояние души. Для абсолютного счастья на этот раз причина одна — целую неделю в двух московских кинотеатрах показывают гонконгское кино. Картины-индикаторы, по которым отлично видно, что происходит в некогда великой киноиндустрии.
"Гонконг когда-то находился вне территории Китая, теперь он принадлежит большому Китаю – это страна с большим потенциалом, бурно двигающимся вперед. Но Гонконг по-прежнему занимает особое место на карте Китая, и особенно это заметно в кинематографе, потому что в нем сохранились и традиции независимого существования, и они интегрируются в кинематограф ", — объясняет Плахов.
Андрей Плахов решил: главное правило при отборе картин – отсутствие всяких правил. Никаких жанровых и сюжетных предпочтений. В программе – и исторический фильм об императоре Юань Шикане "Великий фокусник", и классический боевик с восточными единоборствами "Убийцы", и драма о мудрой и верной служанке с трагической судьбой "Простая жизнь". В Европе и Америке это ленту назвали "мэйнстримом", и не случайно. Билеты на классика гонконгского кинематографа Энн Хуи покупали "на ура" — "Простую жизнь" посмотрели более двух миллионов американцев. Познакомиться с российским зрителем из Гонконга специально прилетел продюсер и автор сценария фильма Роджер Ли.
"Этот фильм не похож на привычное гонконгское кино, здесь нет ни драк, ни сцен с традиционными восточными единоборствами. Но для успеха, как мы убедились, это и не главное. Фильм получил престижную премию кинофестиваля "Голден Хорс", и многие другие награды", — говорит Ли.
С начала XX века независимо от жанра гонконгское кино – кино социальное. В 40-е во время оккупации Шанхая режиссеры снимают в основном антияпонские картины, в 50-х главным героем становится нищий китаец. Пример социального фильма XXI века – фильм "Дом мечты" известного гонгконгского режиссера Хо-Чунг Панга. Это лента о вечном "квартирном вопросе", долгах и человеческом отчаянии. По сюжету, главный герой Шеуенг всю жизнь копит на собственное жилье. Процесс накопления затягивается на десятилетия, и, чтобы сбить рыночную цену, Шеунг решает устроить кровавое побоище.
А вот фильм "Автострада" Поу Сои-Чинга — как привет из 80-х, — говорят критики. Классический блокбастер со сценами восточных единоборств напоминает фильмы с легендарным Брюсом Ли, благодаря которому гонконгское кино было на волне успеха.
Гонконгская киноиндустрия сегодня – уже не та гигантская корпорация, что была тридцать лет назад. Экономический кризис начала 90-х "подкосил" кинопроизводство. Вместо 150 фильмов в год на студиях производят не больше 50 картин с бюджетом в среднем один миллион долларов. Звездный режиссер, известный во всем мире, в общем один – Вонг Карвай. Впрочем, в тройке кинодержав Гонконг все равно держится. Впереди — только Голливуд и Болливуд. Организаторы фестиваля уверены – если российского зрителя удастся покорить, то гонконгское кино точно ждут лучшие времена.