Опасные "друзья Сирии". Реплика Александра Привалова

Основной вес фронту, выстроившемуся против действующего президента Сирии и его режима, придают крупнейшие западные державы. Но соратники Запада в этой борьбе ещё активнее и заслуживают не меньшего внимания. Самый колоритный – обнаружился совсем недавно, это пресловутая "Аль-Каид (запрещена в РФ)а".

О смысле и целях антисирийской кампании удобнее всего судить по составу и активности её участников. Разумеется, основной вес разномастному фронту, выстроившемуся против действующего президента Сирии и его режима, придают крупнейшие западные державы. Они, спору нет, активны: достаточно прочесть подряд высказывания американских, французских, британских дипломатов и политиков после того, как Россия наложила вето на жёсткую антиасадовскую резолюцию в Совете безопасности ООН, чтобы понять, как горячо руководство этих стран жаждет "свалить" Асада. Более дружной антироссийской риторики на Западе не было со времён войны с Грузией, да и тогда, помнится, бранные выражения выбирали всё-таки чуть аккуратнее. Но соратники Запада в этой борьбе ещё активнее и заслуживают не меньшего внимания.

Самый колоритный соратник обнаружился совсем недавно. Неожиданным и сильно компрометирующим союзником Запада и Лиги арабских государств стала пресловутая "Аль-Каид (запрещена в РФ)а". В телеобращении к неким "нашим друзьям в Сирии", скромно озаглавленном "Вперёд, сирийские львы!", лидер одиозной организации Айман аз-Завахири призвал оппозицию режиму Асада ("тлетворному, как раковая опухоль") действовать решительно, а всех остальных мусульман – помочь сирийским братьям, "изнемогающим под гнётом мясника и сына мясника".

Не следует думать, что это всего лишь громкие слова – "Аль-Каида" ещё и действует. Специалисты отметили, что эти громкие слова прозвучали сразу после взрывов в Алеппо, по почерку вполне сродных "Аль-Каиде". Впрочем, и до телеобращения присутствие джихадистов не раз отмечалось в Сирии. На днях замглавы МВД Ирака подтвердил, что действовавшие в его стране группы террористов уходят в Сирию и вливаются в ряды борцов с Асадом. Понятно, что власти Ирака их не останавливают: у власти там стоят шииты, а потому чем скорее суннитские боевики, поддерживаемые "Аль-Каидой", "свалят" куда-нибудь подальше, тем иракскому правительству спокойнее. Так что взрывы в Сирии, увы, будут множиться.

Но роль первой скрипки уверенно ведёт всё же не подпольная "Аль-Каида", а вполне открытая Лига арабских государств (ЛАГ). Именно они поставляют главные новости на антиасадовском фронте, именно они и сейчас, после провала резолюции в Совбезе, начали новый этап борьбы, создав "группу друзей Сирии". То есть, формально говоря, идею высказал президент Франции Саркози, но создаётся новое сообщество именно с целью претворить в реальность идеи ЛАГ.

Ничего хорошего от этой затеи ждать не следует. Вспоминается "группа друзей Ливии": сначала эта организация, называясь "контактной группой по Ливии", бомбила ливийские города, а после войны, назвавшись группой друзей, принялась оживлённо и не скрываясь делить ливийские нефтегазовые активы. Примерно так же намерены действовать и "друзья Сирии". Они уже сейчас активно поддерживают сирийских боевиков – и финансово, и оружием через турецкую границу. После интервенции ЛАГ, по-видимому, надеется и Сирией тоже поуправлять. А пока предлагают ввести в страну контингент вооружённых миротворцев.

У стран ЛАГ есть недавний опыт: именно миротворцы ЛАГ жёстко подавили шиитскую революцию в Бахрейне. Но Бахрейн – маленькая страна, в гораздо более мощную Сирию лаговские миротворцы едва ли решатся влезать без серьёзной поддержки. Но поддержка тут более чем вероятна: и западные страны, и Турция уже фактически ввязались в эту историю – кто пока лишь на словах, а кто и на деле.

Впрочем, многие эксперты полагают, что возможно и иное объяснение гиперактивности ЛАГ: может быть, всё более резкие антиасадовские эскапады имеют целью "всего лишь" спровоцировать Иран на вмешательство в конфликт. Если Тегеран явно вступится за своего союзника, иранское вмешательство в Сирии станет легитимным поводом для западно-турецко-арабской интервенции – и дело будет сделано.

Ведь до сих пор Иран только выигрывал – и от разгрома своего давнего соперника, Ирака, и от "арабской весны", убирающей антиисламистские режимы. И вот атака на Сирию загоняет Тегеран в ловушку: ввязавшись в прямую борьбу, он, весьма вероятно, потерпел бы поражение. Не ввязавшись, он отдаёт Дамаск суннитам, чем в значительной мере обесценивает все свои достижения последних лет.

О том, что падение режима Асада неизбежно будет означать большую кровь и, возможно, такое же уничтожение единой государственности, которое мир сейчас наблюдает в Ливии, никто и вспоминать не хочет. На кону верховенство в важнейшем регионе – кого интересует угроза резни, тем более каких-то там христиан? Боюсь, не мытьём так катаньем, но Сирию всё-таки додавят – и большой хаос на большом Ближнем Востоке станет ещё на шаг ближе. На большой шаг.