Не желая получать метку "иностранный агент", некоммерческие организации (НКО) ищут варианты обойти закон и продолжить свою деятельность, основанную на финансировании из зарубежных источников.

Не желая получать метку "иностранный агент", некоммерческие организации (НКО) ищут варианты обойти закон и продолжить свою деятельность, основанную на финансировании из зарубежных источников.

Схема выхода из под надзорного контроля Минюста довольна проста. НКО отказывается от получения иностранных денег и создает дочернюю компанию на коммерческих основах. Штат сотрудников составляют одни и те же люди. При этом коммерческая структура избавлена от необходимости отчитываться перед министерством юстиции, и может спокойно принимать иностранное финансирование.

Весьма показательным можно считать тезис, прозвучавший со стороны Комитета гражданских инициатив. "Развивать любую независимую от государства активность становится опасно", предупреждает КГИ. Целесообразность деятельности общественных организаций, не способных получить финансирование своих программ в собственной стране, вообще вызывает много вопросов. Тут же, похоже, звучит открытое обращение за помощью к тем, от кого зависит "независимая от государства" активность НКО. Работать на территории одной страны за деньги, поступающие из другой – во все времена было опасно.

Камнем преткновения стала именно формулировка в законе, обязывающая регистрацию в качестве "иностранного агента". Фактически, на уровне правозащитной деятельности, или на качестве работы по экономическому анализу, этот термин не должен был бы сказаться. Напротив, "обиженные" Минюстом НКО могли бы объединиться под одиозным названием, однако этого не происходит. Ищутся пути, чтобы избежать причисления к "иностранным агентам". Найденный сейчас вариант работы не удовлетворяет сами НКО. Говорят, у правоохранительных органов может зародиться подозрение, что вся подобная коммерческая схема носит следы мошенничества, да и попытки делать вид, что деньги сами по себе, а выполняемая работа – сама по себе, весьма несостоятельны.

Еще одно откровение, прозвучавшее со стороны сотрудника неназванного НКО, приводимое изданием "Коммерсант" вновь звучит не в пользу некоммерческих организаций. "Конец, который возможен, приближается за счет акцентирования внимания на наших проблемах — у людей, с которыми мы сотрудничаем, закрадываются подозрения, сможем ли мы вообще работать", говорит собеседник агентства. Такая позиция, практически приравнивает приобретение статуса "иностранного агента" к разоблачению реальных целей деятельности. Если это действительно так, тогда понятно, почему источники финансирования готовы пойти на прекращение сотрудничества.

По данным Генпрокуратуры на 4 апреля 2013 года, ни одна российская некоммерческая организация, финансируемая из-за рубежа, не зарегистрировалась как иностранный агент. Ранее прокуратура потребовала зарегистрироваться в качестве "иностранного агента" от Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций (МАПО) "Агора". соответствующие предписания получили также "Левада-центр" и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Региональная общественная ассоциация "Голос" уже оштрафована на 300 тысяч рублей за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента. Между тем Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ) обнаружил массу нарушений, допускаемых надзорными органами при проведении проверок некоммерческих организаций (НКО).