Во исполнение президентского поручения подготовить предложения по амнистии, ожидаемой к 20-летию принятия Конституции РФ – годовщина будет в декабре – Совет по правам человека при президенте подал предложения на рассмотрение.

Во исполнение президентского поручения подготовить предложения по амнистии, ожидаемой к 20-летию принятия Конституции РФ – годовщина будет в декабре — Совет по правам человека при президенте подал предложения на рассмотрение. Их будет изучать президент, возможно, править и дополнять, после чего проект амнистии поступит в Государственную Думу.

Пока что детальный проект находится в президентской канцелярии и, будучи только полуфабрикатом, не подлежит всенародному обсуждению. Широкой публике представлена только подготовленная советом краткая аннотация проекта. Фактически, только пресс-релиз.

Впрочем, и из аннотации можно узнать, что амнистия мыслится Советом по правам человека, как чрезвычайно широкая. Ее цель — не просто явить милосердие к оступившимся членам общества. Амнистия, цитата, "представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы". Среди этих несовершенств "неэкономное, социально необоснованное расширение сферы применения уголовной репрессии, неистребимый обвинительный уклон, низкий, граничащий с правовым нигилизмом уровень профессионального правосознания и гражданского самосознания работников правоохранительных органов".

Иными словами, вся правоохранительная система является негодной. Не будучи в силах к юбилею Конституции кардинально изменить всю систему, Совет видит свою задачу в том, чтобы по крайней мере вывести как можно большее количество уже осужденных из-под действия уголовной юстиции. Как заявил один из членов Совета, "если амнистия затронет менее 20% осужденных, она будет неэффективной".

Чтобы достичь такого действительно если не эффективного, то впечатляющего результата, авторы проекта решили разрубить гордиев узел. Они предлагают не традиционные косметические амнистийные послабления — освободить женщин с детьми, стариков, инвалидов, — но даровать свободу очень существенной части тюремного населения по формуле "Амнистия для всех лиц, привлеченных к ответственности за совершение деяний ненасильственного характера, которые не повлекли причинение тяжкого необратимого ущерба для жизни и здоровья людей". То есть злодеи, убившие или изувечившие свою жертву, останутся сидеть, совершившие же преступления по прочим статьям — включая, например, многомиллионные хищения – выйдут на свободу. Или, по крайней мере срок их наказания будет сильно сокращен.

По отдельным утечкам, милосердие предполагается распространить и на иностранных подданных, вовсе даже и не посаженных, но всего лишь депортированных на родину за правонарушения. Теперь они могут свободно возвращаться в Россию, т. е. амнистия должна коснуться не только уголовно-исправительной сферы, но даже и погранично-визового режима.

Думцы уже отреагировали на слухи о содержании проекта весьма негативным образом. Если он поступит в Думу более или менее в том виде, в каком его предложил СПЧ, отношение Думы к амнистии будет предсказуемо.

Другое дело, что и сам Совет вряд ли рассчитывает на прохождение первоначального проекта. Скорее всего, он мыслит в рамках административной торговли, которая всегда ведется с запросом. "Просите десять миллионов — дадут два". Другое дело, что запрос не должен быть настолько чрезмерен, чтобы отбить у контрагента всякую охоту торговаться вообще. В ближайшее время мы узнаем, правильна ли была торговая стратегия Совета по правам человека.