Владельцам московских торговых центров в ближайшие месяцы придётся либо выйти из тени, либо сесть в тюрьму. Столичные власти утвердили новые правила налогообложения, которые наведут на этом рынке порядок, а заодно пополнят городскую казну.

Владельцам московских торговых центров в ближайшие месяцы придётся либо выйти из тени, либо сесть в тюрьму. Столичные власти утвердили новые правила налогообложения, которые наведут на этом рынке порядок, а заодно пополнят городскую казну. Сегодня прибыль, которую приносят некоторые торговые центры, может сравниться с бюджетом небольших государств. Но налоги их хозяева при этом платят копеечные. Почему так происходит?

Торговые, офисные и бизнес-центры — фантастическая доходность и самая быстрая окупаемость в мире. Правда, как выясняется, таким прибыльным рынок коммерческой недвижимости в Москве делают "серые" налоговые схемы, из-за которых ежегодно город недополучает десятки миллиардов рублей.

По оценкам мэрии, лишь 20% собственников офисных и торговых площадей сегодня платят налоги честно. Остальные умышленно занижают стоимость имущества, да так, что в итоге вообще не платят ничего.

"При текущей системе налогообложения стоимость здания может быть близка к нулю", — отмечает руководитель Департамента городского имущества Москвы Владимир Ефремов.

Далеко не всегда известен и собственник того или иного бизнес или торгового центра. Так, почти все крупные мега-моллы находятся во владении кипрских офшоров, а часть офисных зданий вообще не имеют права на существование.

"Часть объектов — просто самострой, часть объектов промышленности — кто-то получает с них доходы, а город несет расходы", — говорит руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников.

Этот бизнес-центр "Арт Плаза", что на Лужнецкой набережной, возник на земле, переданной в аренду авиамоторному научно-техническому комплексу "Союз". Здесь должны разрабатывать и производить двигатели. Мы долго пытались найти здесь следы хоть какой-то научной деятельности. В итоге нашли десятки офисов и даже картинную галерею, никакого отношения к двигателям не имеющую.

Пожалуй, самый вопиющий случай — с бизнес-центром "Полларис" скандально известного бизнесмена Полонского. По документам и договору аренды земли на этом месте должен был быть построен центр социальной и физической реабилитации Российского союза глухих. Никто про такой союз здесь, понятное дело, даже не слышал, зато менеджеры бизнес-центра с готовностью согласились сдать нам в аренду очередной освободившийся офис.

Немногочисленные честные девелоперы говорят, что новые правила, когда налогом будет облагаться не балансовая (мифическая), а кадастровая (то есть рыночная) стоимость объектов, уравняет в правах всех игроков этого пока еще теневого рынка. Так хозяева офисного центра в здании шоколадной фабрики "Красный Октябрь" в центре Москвы принципиально работают в-открытую и уже со следующего года готовы выплачивать городу от 2 до 4 миллионов долларов налоговых отчислений.

"Мы понимаем, что разбираться с налоговой инспекцией и Уголовным кодексом намного дороже, чем платить налоги 4 раза в год", — замечает председатель совета директоров компании "Гута-девелопмент" Артем Кузнецов.

Увеличение налога на коммерческую недвижимость пока коснется только крупных игроков, подчеркивают городские власти. Мэр Москвы Сергей Собянин в интервью московским СМИ заявил, что владельцев небольших торговых площадей новые правила не касаются, а, значит, и роста цен в среднестатистических магазинах произойти не должно.

"Это касается только крупных, более 5 тысяч квадратных метров, торговых центров, — заверил мэр Москвы. — Малый бизнес вообще не входит в эту систему и, разумеется, не обкладывается новым налогом.

Для большого — налог будет вводиться постепенно. С 1 января ставка будет меньше процента. Но и это уже 15 миллиардов рублей в бюджет города. К 2018 году налог поднимут до 2 процентов, и тогда Москва рассчитывает получить уже 53 миллиарда.

Навести порядок со статусами объектов обещают до конца года. При департаменте имущества создана специальная комиссия, которая ходит по зданиям и проверяет, чем на самом деле занимаются хозяева и их арендаторы.