Выставка "Сокровища Москвы" застряла в Массачусетсе

России пока не удается досрочно вернуть домой выставку 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева, которая находится сейчас в США. Опасения у российских властей вызывает позиция иудейского движения "Хабад Любавич", которое борется за возвращение "коллекции Шнеерсона" из запасников РГБ.

России пока не удается досрочно вернуть домой выставку 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева, которая находится сейчас в США. Опасения у российских властей вызывает позиция иудейского движения "Хабад Любавич", которое борется за возвращение т.н. "коллекции Шнеерсона" из запасников Российской государственной библиотеки.

Эта коллекция книг, собранная хасидскими раввинами, в 1918 году была национализирована правительством большевиков.В прошлом году федеральный суд Вашингтона постановил, что собрание должно быть "возвращено" иудейскому движению. Российские власти считают решение незаконным, тем не мене хасиды сразу предупредили, что по истечении "разумного срока" будут добиваться выполнения этого решения любыми доступными им способами. Эти обстоятельства российская сторона квалифицирует как форс-мажор и на этом основании добивается скорейшего возвращения выставки "Сокровища Москвы" на родину.

И как стало известно, хозяин частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс), где выставлены иконы, отказался вернуть их досрочно в Россию. При этом Гордон Лэнктон свою позицию объясняет тем, что, организуя экспозицию, понес убытки, исчисляемые шестизначными цифрами.

В Клинтоне выставка российских икон, включающая, по словам специалистов, бесценные экспонаты, открылась осенью прошлого года. Трудно понять, почему ее вообще привезли в США уже после судебного вердикта по "собранию Шнеерсона".

Лэнктон теперь утверждает, будто некий сотрудник Госдепартамента согласился с необоснованностью российских ссылок на форс-мажор. Спор, который задержал бы иконы в США и привлек бы внимание и к нему, и к его музею, похоже, ему только на руку. На самом деле в переговорах в понедельник американские дипломаты не участвовали.

Кстати, бывший американский бизнесмен, работавший в Москве, сам является коллекционером икон. Начиналось все простым хобби: первый образ он приобрел в качестве экзотического сувенира. Теперь в его собрании несколько сотен икон, в том числе достаточно старых и ценных. Но, разумеется, с иконами, в том числе чудотворными, из Музея им. Рублева они сравниться не могут.

Вопрос о сохранности российских музейных ценностей в США не раз в последнее время поднимался в двустороннем диалоге на высоком государственном уровне. Американцы при этом всегда заверяли, что у них никогда ничего не пропадало, поскольку действует специальный закон об иммунитете художественных выставок, передает ИТАР-ТАСС.