Долгострой по-немецки: оказывается, у самой пунктуальной и педантичной нации тоже случаются срывы. Срывы сроков строительства. И самое интересное, что строители объясняют их так же — внешними факторами, но не своими просчетами. Последний и наиболее показательный случай — новый берлинский аэропорт.

Долгострой по-немецки: оказывается, у самой пунктуальной и педантичной нации тоже случаются срывы. Срывы сроков строительства. И самое интересное, что строители объясняют их так же — внешними факторами, но никак не своими просчетами. Последний и наиболее показательный случай — новый берлинский аэропорт, который обещали сдать в эксплуатацию еще прошлой осенью. Но самолеты по-прежнему приземляются в стареньком Тегеле.

Самая большая стройплощадка в Германии находится на восточной окраине Берлина. Компания "Геркан" и партнеры строит здесь аэропорт. Уже 16 лет. Это чудо технологии и логистики обещали сдать осенью прошлого года, потом сроки сдвинули на май этого.

И уже когда канцлер Меркель внесла в свое расписание церемонию открытия, выяснилось, что проблема с автоматическим открыванием дверей раньше следующей весны решена не будет. Оппозиция в городском парламенте знает, кто виноват.

"В случае аэропорта я вижу большие упущения, допущенные действующим мэром Берлина. Он был главой наблюдательного совета и является им до сих пор", — констатирует представитель партии Зеленых в Бундестаге Михаэль Шефер.

В немецком языке Bauverzogerung — задержка строительства. Конечно, нет обреченности советского понятия долгострой, но изрядно раздражения. И по мере того, как задержка становится все более драматичной, мэр Клаус Воверайт все меньше успокаивает и больше оправдывается.

"Мы были вынуждены нажать на аварийный тормоз. Я хочу извиниться от имени эксплуатирующей компании аэропорта. Происходящее можно назвать катастрофой, тут уж нечего приукрашивать", — говорит он.

4 миллиарда 200 миллионов евро. Стоимость проекта на треть превысила начальную смету, в которой учли даже переселение полевых хомячков, но что-то не менее важное все-таки забыли.

"Когда вы постоянно меняете проект, то этим пользуются архитекторы. Они вам благодарны, говорят: "Хорошая идея! Сделаем! Стоить будет в два раза больше". Это типично берлинская проблема. У нас много изменений вносится во время строительства, и мы не справляемся с задачей", — поясняет профессор Института Ф. Майнеке Берлинского свободного университета Даниэль Керфер.

Ровно это происходит с реконструкцией берлинской оперы. Все утвердили, здание разобрали, но забыли посоветоваться с музыкантами. И только потом выяснилось, что им нужна другая акустика.

Так окончание стройки сместилось с осени 2014 года на весну 2015 года. И не миновать скандала, но тут раскопали две исторические сваи: появилось оправдание долгострою. По мнению Кристины Рихтер, оправдание не убедительное.

"Общеизвестно, что в Берлине высокий уровень грунтовых вод, поэтому еще в XVIII веке дома строили на сваях. И то, что сейчас старые сваи стали для строителей сюрпризом, этого просто не может быть! Я думаю, правительство нас дурачит", — подчеркивает корреспондентка газеты Berliner Morgenpost Кристина Рихтер.

Список немецких долгостроев: комплекс коммерческих зданий на Курфюрстендамм, там же гостиничная высотка, Национальная библиотека на Унтер-ден-Линден, конгресс-центр, где проходит знаменитая Зеленая неделя. В Берлине очень много долгостроев и объектов, которые могут ими стать.

"Это столица с самой высокой задолженностью в мире. 62 миллиардов евро долга — такого нет нигде, даже в Америке. Берлин в этом плане рекордсмен. Так что власти просто не привыкли держаться в установленных рамках. Дела идут хорошо, несмотря ни на что, несмотря на фактическое банкротство города", — говорит о берлинских проблемах профессор Даниэль Керфер.

Долг этого города в полтора раза больше государственного долга России, но в самом его центре на площади в несколько квадратных километров простаивают 15 башенных кранов. Зато на Унтер-ден-Линден срубили половину лип: на главной улице Берлина строят станцию метро. Когда-нибудь будет удобно, но прежде может случиться новый аэропорт или опера.

За высоким строительным забором — самый большой административный комплекс в Германии. Это еще одна стройка, которую никак не закончат. Но это уже проблема не городского, а федерального масштаба, потому что здесь будет штаб-квартира немецкой разведки БНД. Оказывается и такой объект тоже может стать долгостроем.