По данным опросов, около 40% тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. От домашнего насилия ежегодно гибнет около 10 тысяч женщин и 26 тысяч детей. О новых мерах борьбы с этим злом рассказала председатель комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева-Солдунова.

По данным опросов, около 40% тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. От домашнего насилия ежегодно гибнет около 10 тысяч женщин и 26 тысяч детей. О новых мерах борьбы с этим злом в студии программы "Утро России" рассказала председатель комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева-Солдунова.

По словам Елены Тополевой-Солдуновой, на сегодняшний день законодательство устроено таким образом, что жертве домашнего насилия сложно найти защиту. Для наказания домашних тиранов нет отдельной статьи; внутрисемейные преступления трудно доказать. "Мы предлагаем создание специального закона о борьбе с домашним насилием, — сказала Тополева-Солдунова, — по аналогии с законами, которые уже есть во многих странах".

В настоящее время обсуждается введение домашних охранных ордеров или предписаний (устоявшегося термина для этого документа еще нет). Они будут выдаваться повинным в домашнем насилии членам семей. Там может содержаться запрет приближаться к жертве на определенное расстояние, обязательство проживать отдельно, предписание пройти курс у психолога или другие ограничения.

Большой проблемой является то, что жертве зачастую некуда деться от домашнего тирана. Опыт других стран показывает, что это можно решать по-разному. Можно изолировать от семьи того, кто повинен в насилии. Более распространен вариант открытия убежищ для жертв. Они существуют и в России, но их всего около 30 на всю страну, и вряд ли в короткие сроки станет намного больше.

Перспектива ужесточения наказания для кухонных боксеров (сейчас им чаще всего дают условные сроки), то, по словам Елены Тополевой-Солдуновой, это важно, но не первостепенно. В данный момент важнее перевести домашнее насилие из сферы частного обвинения в сферу публичного. Это позволит применять к домашним тиранам те меры, которые применяются ко всем остальным преступникам.