Визовый тупик: что мешает беспрепятственному въезду россиян в Европейский Союз?


фото EPA

Об отмене виз с Россией представители ЕС говорят уже больше десяти лет. Что мешает беспрепятственному въезду россиян в Европейский Союз?

Об отмене виз с Россией представители Евросоюза говорят уже больше десяти лет. Начало обсуждению этой проблемы положил бывший премьер-министр Италии Романо Проди, который, вскоре после своего назначения председателем Евросоюза, назвал существующий визовый режим "анахронизмом", заявив, что до 2008 года Россия и ЕС перейдут к безвизовому режиму. В 2002 году с инициативой безвизовых поездок граждан России и ЕС выступил президент России Владимир Путин, а 17 июля 2003 Романо Проди подтвердил, что нынешняя система въездных виз для граждан России может быть ликвидирована в течение пяти лет.

Оптимистичный настрой председателя остудили новые члены ЕС: Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта. За исключением островных средиземноморских государств, новые члены в недавнем прошлом были частью "Восточного блока". Они с крайним недоверием относились к внешнеполитическим инициативам России, в результате чего в Европарламенте появилась влиятельная оппозиция введению безвизового режима. Тем не менее, взаимные шаги по смягчению визовых ограничений продолжились: 25 мая на саммите в Сочи лидеры России и ЕС подписали соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии (согласии принять на свою территорию граждан, подлежащих депортации). 1 июля 2007 года соглашение о реадмиссии вступило в силу, ликвидировав одну из важнейших преград на пути к безвизовому режиму. Была также упрощена процедура выдачи однократных и многократных виз для определенных групп граждан: в первую очередь, изменения коснулись государственных чиновников, бизнесменов, журналистов, преподавателей, студентов, а также лиц, имеющих родственников в странах ЕС.

Наконец, 15 декабря 2011 года на саммите Россия-ЕС в Брюсселе был подписан документ под названием "Совместные шаги к безвизовому режиму краткосрочных поездок между гражданами России и ЕС" – фактически, "дорожная карта", включающая условия, необходимые для введения безвизового режима. Тем не менее, несмотря на активное внедрение биометрических паспортов и другие уступки со стороны России, власти ЕС продолжают затягивать переговоры, каждый раз заявляя о "многочисленных условиях", которые необходимо выполнить России для отмены виз. Именно поэтому любое заявление, которое содержит поддержку этого решения, вызывает большой общественный резонанс, даже если заявитель не способен напрямую влиять на этот процесс.

До Шевенмана в поддержку введения безвизового режима высказывались и другие европейские политики. Во время своего председательства в Евросоюзе отмену виз для россиян в поддержал глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос, а президент Финляндии Тарья Халонен во время обсуждения этого вопроса с Дмитрием Медведевым 9 ноября 2010 года выразила надежду, что "время ожидания будет как можно более коротким". Тем не менее, даже несмотря на принятие "дорожной карты", Евросоюз не спешит идти на уступки. Так, четырёхчасовая неформальная встреча Сергея Лаврова с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и безопасности Кэтрин Эштон и 27 министрами иностранных дел стран-членов Евросоюза в прошлом месяце фактически закончилась ничем. Лавров так и не получил ответа на главный вопрос: почему обладатели служебных паспортов (депутаты, сотрудники министерств и ведомств, работники госкорпораций) вынуждены получать визы в страны ЕС, хотя их коллеги из Украины освобождены от такой необходимости? В качестве ответной меры Сергей Лавров отдал распоряжение об отмене моратория на получение виз для экипажей иностранных самолётов, пересекающих территорию России. Таким образом, можно с уверенностью говорить о стагнации дальнейшего упрощения визовых ограничений, хотя причины затягивания окончательного решения этого вопроса со стороны ЕС до конца неясны.

Проанализировав сложную историю вопроса, можно выделить две категории препятствий, которые мешают введению безвизового режима: практическую и политическую. К практической, без сомнения, можно отнести вопрос нелегальной миграции, оргпреступности, наркотрафика, а также технического несоответствия российских документов европейским стандартам. Однако большинство экспертов отмечает, что куда большее значение в переговорах глав министерств играет политическая категория: дело в том, что вопрос отмены виз является приоритетным направлением МИДа в отношениях с Евросоюзом, а, значит, мощным рычагом давления в двусторонних отношениях.

Можно констатировать, что вопрос о безвизовом режиме давно перешёл в категорию долгоиграющих проектов, в числе которых обычно называют вопрос о вступлении России в ВТО или отмену поправки Джэксона-Вэйника. Однако если упомянутые вопросы были в конце концов урегулированы в рамках политики "перезагрузки", провозглашённой Бараком Обамой в отношении России, то в переговорах об отмене виз первую скрипку играет Великобритания, фактически возглавляющая оппозицию по отношению к скорейшему решению этого вопроса. Как известно, баронесса Кэтрин Эштон является представителем Великобритании, чем частично можно объяснить её сдержанную позицию. В этой связи возникает конфликт интересов: с одной стороны, заявления Сергея Лаврова о том, что "Россия выполнила все условия и готова отменить визы хоть завтра", с другой – уклончивая позиция Эштон, которая, хоть никогда и отвергала такую возможность, неоднократно заявляла, что "говорить о введении безвизового режима с Россией преждевременно".

Большие надежды российское руководство связывает с Лиссабонским договором, согласно которому вопрос об отмене виз можно будет решить квалифицированным большинством (минимум 15 стран, представляющих более 65 процентов населения ЕС). Правда, эти положения договора вступят в силу лишь 1 декабря 2014 года – одновременно с избранием нового Верховного председателя по иностранным делам. До этого момента вряд ли стоит ждать серьёзных подвижек в вопросе отмены виз, однако появление новых союзников, особенно из числа ведущих держав Евросоюза, можно однозначно расценить как позитивный сдвиг в меняющемся политическом ландшафте.