Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден мог вылететь на Кубу из московского аэропорта Шереметьево. При этом никаких доказательств этому до сих пор нет. По другим данным, неуловимый осведомитель остаётся в транзитной зоне воздушной гавани. Есть версия и о том, что он вообще не покидал Гонконг.

Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден мог вылететь на Кубу из московского аэропорта Шереметьево. При этом никаких доказательств этому до сих пор нет. По другим данным, неуловимый осведомитель остаётся в транзитной зоне воздушной гавани. Есть версия и о том, что он вообще не покидал Гонконг. И ждёт предложений о политическом убежище. Принять Сноудена уже вызвались власти Эквадора.

"И от бабушки ушел, и от дедушки" – тоже, как сквозь землю провалился. Колобок, испеченный в ЦРУ, Эвард Сноуден — в бегах. Перемещения, магические исчезновения и неожиданные материализации в разных частях света – экс-сотрудник американского разведуправления словно герой хорошего реалити-шоу. Где он сейчас и куда направится завтра — гадают все.

Вот, как предположительный тернистый путь Сноудена выглядел до сих пор. Итак, 20 мая он вылетел с Гавайских островов в Гонконг. Следующий месяц Сноуден провел там. Ну, а его разоблачительные новости делали свое дело. В воскресенье Сноуден вдруг пребывает в Москву. Это на следующий день после того, как Вашингтон выдвинул требования об его экстрадиции. Дальше никакой конкретики. Вероятный пункт – Гавана. Сомнения тут весьма уместны, потому что вся дорога разоблачителя – сплошь тайна.

Фигурируют в этом плане также Венесуэла и столица Эквадора Кито. Опасного гостя как горячую картошку перебрасывали из рук в руки все, кто хотя бы чисто гипотетически мог бы сказать "нет" Соединенным Штатам. Китай, Россия — на правах сверхдержав, Куба и Венесуэла — как главные раздражители в регионе. Но, по всей видимости, никто не решился. Пока однажды высоко-высоко в горах одна маленькая, но очень гордая птичка… В общем, заявка Сноудена на предоставлении ему политического убежища рассматривают в Эквадоре. Эту информацию подтвердил глава эквадорского МИДа.

Пока же беглый Сноуден находится в некотором правовом вакууме. Обдумать возможность получения политического убежища в странах Латинской Америки Сноудену, скорее всего, посоветовал Джулиан Ассанж. Дело в том, что, по словам основателя WikiLeaks, из обнародованных Сноуденом документов следует, что США отслеживают 99% переговоров, которые ведут латиноамериканские страны, поэтому правительства стран региона могут иметь в этой ситуации личный интерес.

Ну, и собственно, Ассанжу ли не знать, как это бывает. Не так давно из-за основателя WikiLeaks власти высокогорной республики пошли на конфронтацию с Великобританией. Президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил в августе 2012 года, что Лондон не имеет права требовать выдачи Ассанжа, так как полностью себя в этом деле дискредитировал. Речь об отказе выдать Испании известного чилийского диктатора Аугусто Пиночета в 1998 году.

Вообще, политические убежища – штука крайне сложная и запутанная. На бумаге это выглядит так: согласно статье 14 Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Документ принят на генассамблее ООН в мохнатом 1948 году. Там же, кстати, говорится, что право это не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Правда, про этот пункт помнят, похоже, не все и не всегда.

Любопытно, что в самых громких скандалах, связанных с экстрадицией, фигурируют одни те же. 2009 год: в Швейцарии задержан режиссер Роман Полански. Основанием стал ордер из США, датированный 78-м годом. Речь в нем шла об обвинении в изнасиловании несовершеннолетней девочки. Арест и угроза выдачи Соединенным Штатам вызывали небывалый ажиотаж. Письмо в поддержку Полански подписали несколько известных режиссеров. В итоге швейцарский суд в экстрадиции США отказал и выпустил его на свободу.

Сами Штаты в 2004-м укрыли под своим заботливым крылом одного из лидеров чеченских боевиков Ильяса Ахмадова — поговаривают, что "в награду" за сотрудничество с американской разведкой. Редкое единодушие в отношении руководителей чеченских бандформирований проявляют и власти Великобритании. Вслед за Ахмадовым свое пребывание в статусе беженца здесь оформил Ахмед Закаев. Международный розыск по обвинению в терроризме помехой не стал.

Но вернемся к Сноудену. Просить защиты от сверхдержавы он решился у банановой империи. Бананы для Эквадора – это основа основ. Также нефть, цветы, креветки, какао и кофе. И 48% от всего этого богатства идет именно в США. Объем поставок товаров только в 2012 году составил почти 24 миллиарда долларов. Примерно такой же оборот импорта из США.

О том, кто же приютит скандального разоблачителя, сегодня без преувеличения пишет вся мировая пресса. В любом случае вопрос о предоставлении политического убежища – это во многом о роли личности в истории. Так получилось, что сейчас эта личность Рафаэль Корреа. И опять же так вышло, что именно сейчас с уходом Чавеса открылась вакансия на место единого лидера Латинской Америки. Чтобы ее занять, нет ничего более верного, чем антиштатовская риторика. В общем, все сходится на том, что Эквадору Сноуден действительно пригодится. Другой вопрос, что Корреа, бросаясь грудью на защиту мировой свободы слова, у себя в стране не гнушается ни цензуры, ни уголовного преследования журналистов. Нужен ли такой покровитель идеалисту Сноудену – вопрос.

Другое дело, что тут, как говорится, не до жиру. Варианта два: либо по проторенной Ассанжем дорожке, либо по стопам другого борца за человеческие ценности Бредли Мэнинга. В любом случае, выбор не велик: беги, Сноуден, беги.