Московские дети-инвалиды выбрали себе "Дом" по любви


фото: Михаил Свешников

Все дети смогут с легкостью найти себе занятие

Все дети смогут с легкостью найти себе занятие
фото: Михаил Свешников

Детское творчество

Детское творчество
фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

В доме обязан быть специальный лифт для инвалидов

В доме обязан быть специальный лифт для инвалидов
фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

Все дети очень талантливы в этом специальном садике

Все дети очень талантливы в этом специальном садике
фото: Михаил Свешников

Все дети смогут с легкостью найти себе занятие
Детское творчество
В доме обязан быть специальный лифт для инвалидов
Все дети очень талантливы в этом специальном садике
3 декабря отмечается Всемирный день инвалидов. Но праздник не самоцель, а возможность напомнить о тех, кто живет рядом, с рождения оставаясь в категории "другой", об их родственниках. И, конечно, о тех, кто всегда готов прийти на помощь. Как специалисты Центра лечебной педагогики "Наш дом".

3 декабря отмечается Всемирный день инвалидов. Это важная дата, потому что праздник – не самоцель, а еще одна возможность напомнить о тех, кто живет рядом с нами, с рождения оставаясь в категории "другой", об их родственниках. И, конечно, о тех, кто всегда готов прийти на помощь. Как, например, специалисты Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Наш дом".

"Познакомьтесь, это Милена. Она у нас нежная тургеневская красавица". По мне, так Милена больше похожа на актрису начала прошлого века – томную, роль восточной царицы осваивающую, но о вкусах не спорят. "А это Валя. Она у нас тусовщица. Валя ездит в школу 2 часа из Балашихи. Сейчас в мячик поиграем и пойдем за парту". Скорее поедем, думаю: Валя – колясочница. Как и все ученики "Нашего дома", Валя – инвалид детства с несколькими крайне непростыми болезнями. Что нисколько не мешает ей неизменно оставаться веселой, добродушной, ласковой и старательной девочкой.

Случается, что ребенок появляется на свет не с одной болезнью, с набором неизлечимых диагнозов. Такое происходит нечасто, но каждый раз это сильное потрясение для родителей. Им еще предстоит узнать, что их все будут отговаривать__ брать малыша домой. Что с лечением и реабилитацией будет сложно. Не секрет, что большинство таких детей остается в казенных учреждениях: родители, напуганные врачами и опасающиеся постоянной ответственности, зачастую отказываются своих прав. Те же, кто забирает, держат их дома. Немногие готовы бороться за образование для своих детей, когда сталкиваются с тем, что их детей не берут даже в коррекционные школы, потому что они разделены по видам и работают с детьми, у которых одно выраженное нарушение, соответствующее их профилю.

Лишь единицы продолжают искать выход. И тогда выясняется, что в Москве есть место, где готовы учить детей с разными сочетанными нарушениями развития, — это Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Наш дом".

Обустроился ЦЛП в здании детского сада в месте труднодоступном – от метро Ясенево на автобусе, потом пройти пешком. И здоровому человеку ездить из другого конца Москвы было бы в тягость, не то, что больному. Но ни дальность расстояний, ни возможные недостатки помещения родителей не смущают, они готовы возить по 2 часа в одну сторону своих детей, потому что убедились: здесь им всегда рады, их будут любить, о них позаботятся.
Мы приехали за несколько дней до Всемирного дня инвалидов, а попали на праздник мам. "Наш дом" вообще любит праздники, если бы приехали еще раньше, попали бы на день фонариков. "Заходите! Вас ждут!", — улыбнулась Елена Леонидовна. Она, конечно, слегка преувеличивала, школьники не обращали на нас особого внимания, им было важно спеть песенку для мам. Кто-то старался выговаривать каждое слово, девочки кокетничали, мальчики, как и положено, хулиганисто кричали, вместо попадания в ноты:

"Мама — первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе".

Концерт закончился всеобщим ликованием и обедом, а мы отправились в кабинет руководства, куда более просто и строго "обставленный", чем школьные классы. Тут-то и выяснилось, что я впервые в жизни встретила настолько позитивного директора. Безусловно, Елена Цырульникова не наивная идеалистка, и наверняка у ее "Дома" немало проблем, но ей было гораздо интереснее рассказывать о том, какие у них замечательные, добрые и умные дети, и чему они в состоянии научиться, и как учителя находят подходы к детям и учат их пусть постепенно, маленькими шагами. Но каждый ребенок способен учиться, и здесь стремятся адаптировать учебную программу, и каждому дать такую возможность.

Елена Леонидовна лишь вскользь упомянула, что преподавателей найти трудно, но и то в связи настойчивым вопросом о зарплате. Оказалось, что вместе со всеми надбавками, здесь зарабатывают меньше, чем в обычных школах. Что не останавливает высококлассных специалистов, среди которых попадаются личности удивительные. Такие, как преподаватель-колясочник Татьяна Редина. "Она постоянно экскурсии организует, например, в пекарню. И сама всюду ездит. Столько впечатлений у детей!".

А еще Елена Леонидовна настаивает, если что-то происходит, звонить ей в любое время суток. Неудивительно, что родители сдают свое жилье и снимают квартиры в окрестных домах, готовы переехать из других городов. Неудивительно и то, что очередь из желающих попасть в "Наш дом" бесконечна. Тем более, что классы здесь маленькие, а эксперимент по созданию в общеобразовательных школах классов со сложной структурой дефекта близок к краху: родители стали забирать оттуда детей, тем явно становилось хуже в непривычной среде.

Кстати, школой ЦЛП не ограничился, в его стенах действует еще и инклюзивный детский сад. "С одной стороны, мы стараемся помочь детям, имеющим нарушения развития, встроиться в социум и адаптироваться к обычной жизни, а с другой — показать нормально развивающимся детям, что люди могут отличаться друг от друга", — говорит Елена Цырульникова. Идеальный баланс – 25 % особых детей на группу. Так они обучаются всему в разы быстрее, чем если бы находились в изолированной среде. А ведь для некоторых научиться встать в хоровод, что для других поступить в школу для особо одаренных. С малышами постоянно работают невролог, нейропсихолог, дефектолог, логопед, психолог. Есть и Служба ранней помощи, куда можно обратиться с ребенком от 3-ех месяцев до 4-ех лет. Ее роль заключается в проведении занятий с детьми и их родителями. И лекотека — для тех, кому трудно адаптироваться к групповым занятиям.

Только групп пока немного, всего три. А уже с марта, надеется Елена Леонидовна, у "Нашего дома" будет новое помещение (пока в нем идет ремонт: в здании находились кружки, начиная с центра туризма. Так что в некоторых помещениях хранились оборудование и снаряжение для походов). И тогда детский сад переедет, можно будет принять гораздо больше детей в сад, да и школа будет расширена.
Значит, "Наш дом" станет родным домом и поможет гораздо большему числу детей, чем сейчас.