Сегодня юбилей у знаменитой балерины, народной артистки СССР Людмилы Семеняки. Почти 20 лет она блистала на сцене Большого театра, где исполнила главные партии в "Лебедином озере", "Жизели", "Спящей красавице", "Щелкунчике" и "Спартаке". А также выступала практически на всех балетных сценах страны, много гастролировала за рубежом. Но, по ее словам, только в Большом она смогла полностью выразить себя в искусстве.
Легкость во всех движениях, абсолютное слияние с музыкой, построение образа героини – важнейшие контрапункты, на которых строится работа Людмилы Семеняки с ученицами. Уже 10 лет звезда русского балета в Большом – педагог-репетитор. Cамая ее известная воспитанница – Светлана Захарова, самая младшая – Маргарита Шрайнер . Маленькая Шрайнер – Людмила Ивановна называет балерину как было принято до революции в Театральном училище – уже делает успехи.
"Я рада, что в первый же год попала к ней, она добродушная, передает свой образ", – говорит Маргарита.
Людмила Семеняка родилась в Ленинграде. В 10 лет поступила в знаменитое Вагановское училище, а через два года уже танцевала Машу в "Щелкунчике". Людмила Ивановна постоянно вспоминает родной город, любимую школу и те два года работы в Мариинском – тогда Кировском – театре, с которых и началась ее стремительная карьера. Она уверена – в Москву ее пригласили во многом благодаря дальновидности репетитора Ирины Колпаковой.
"Она не танцевала "Лебединое", но дала мне выучить па-де-де Черного лебедя, и послала на всесоюзный конкурс. Тут меня увидел Григорович, и было принято решение перевести меня в Большой театр", – рассказывает Людмила Семеняка.
Она почти сразу же получила признание труппы – говорят, это самое сложное, важнее, чем оценки руководства театра, критиков, публики.
"Хорошая форма, хорошая выучка, легкость. Она сразу же вошла в репертуар", – вспоминает народный артист СССР Николай Фадеечев.
Обладая природными данными и прекрасной школой, Семеняка сразу же стала танцевать на сцене Большого все классические партии – Аврора, принцесса Флорина, Одетта-Одиллия. Но она не стала бы большой артисткой без невероятного стремления к совершенству, без умения, как губка, впитывать все лучшее, что видела и слышала. Совсем юной, она стала женой Михаила Лавровского – вот они танцуют в балете "Спартак". Семеняка вошла в театральную семью, где каждый вечер говорили о балете.
"Конечно, я на нее влиял, она девочкой попала в Большой, и мы объединились. Отношение актера к искусству, что правильно – вот что я Люде говорил", – рассказывает народный артист СССР, балетмейстер Михаил Лавровский.
Людмила Семеняка была идеальной танцовщицей для постановок Юрия Григоровича – тогда он был главным балетмейстером Большого театра. Она танцевала все сольные партии в его балетах – "Спартак", "Легенда о любви", "Золотой век", "Каменный цветок". Семеняка работала как серьезная драматическая актриса над характерами своих героинь. Она даже сама делала грим. В балете "Ангара" Семеняка не танцевала – играла Валентину. Для создания выразительного образа разбитной девицы не пожалела волосы – выжгла их перекисью водорода.
Ей постоянно задают вопрос – не хотела ли она в советские времена остаться на Западе. Людмила Ивановна всегда отвечает: так хорошо как в Большом, ей не было бы нигде. Педагог-репетитор – сама Галина Уланова. Столько ролей, разных постановок, гастролей. И, не без кокетства замечает балерина, столько партнеров!
"100 человек – могла бы в книгу Гиннеcса войти!" – говорит она.
Людмила Ивановна – одна из самых интеллектуальных русских балерин. Она говорит на хорошем русском языке – сейчас это редкость. Успевает все – пишет либретто, придумывает и рисует театральные костюмы, ставит спектакли. И каждый день приходит в Большой, которому отдано 40 лет жизни.