Дайверы открывают неизвестные страницы Сталинградской битвы

На Волге завершилась ежегодная подводная экспедиция "Тайны сталинградских конвоев". На этот раз на дне реки удалось обнаружить баржу "Обь". В 1942 году она перевозила в Сталинград топливо и затонула в результате авианалета.

На Волге завершилась ежегодная подводная экспедиция "Тайны сталинградских конвоев". На этот раз на дне реки удалось обнаружить баржу "Обь". В 1942 году она перевозила в Сталинград топливо и затонула в результате авианалета. У берегов нынешнего Волгограда — целое кладбище кораблей тех времен. Их будут исследовать и поднимать, хотя это опасно и очень дорого.

Таких исследований, связанных со Сталинградской битвой, о которой казалось бы известно очень много, еще не проводилось никогда. Затерянное кладбище военных кораблей — в водах Волгоградского водохранилища, в какой-то сотне метров от берега.

Зона смерти тянулась примерно на 400 километров. Немцы превратили эту часть Волгоградского водохранилища в гигантское минное поле и постоянно бомбили с самолетов. Чуть дальше, в Сталинграде, шло самое кровопролитное сражение войны, а по воде к городу доставляли боеприпасы, продовольствие, топливо, обратно забирали раненых.

"Там было сложное русло реки, перекаты. Немцы ставили магнитные мины. Здесь были бронекатера, тральщики", — рассказывает научный сотрудник музея "Сталинградская битва" Светлана Аргасцева.

Но ни имен моряков, ни даже названий судов, не говоря уже о точных местах их гибели, — лишь самые общие сведения.

История сухопутных сражений известна, а на воде – нет, отмечает организатор экспедиции "Тайны сталинградских конвоев Александр Елкин.

Они тоже не знали. Обычные дайверы-любители первую находку сделали случайно 2-3 года назад.

"Морально тяжело смотреть на разорванные корабли", — признается спортсмен-подводник Евгений Рыжков.

Спутниковая разведка, работа гидролокатора, точечные погружения. Теперь это целый проект. Вот баржа "Обь", она везла топливо, на дне лежит рулевое колесо, что-то похожее на якорь. Задача на ближайшее время — найти теплоход "Александр Невский", он вез раненных. А еще корабли будут поднимать, хотя пока никто и не знает как. Это сложно, опасно и очень дорого, но времени катастрофически мало. Металл разрушается стремительно.

По оценкам самих дайверов, на то, чтобы провести исследования, остается максимум 10 лет.