"Посланник" Аллаха держал сектантов взаперти

Латинский термин "секта" обозначает замкнутую группу людей, объединенных некоторой идеей. По данным Всероссийского центра изучения религий и сект, такой объединяющей идеей может быть очень многое. В России действуют около 80 крупных и тысячи мелких религиозных организаций.

Латинский термин "секта" обозначает замкнутую группу людей, объединенных некоторой идеей. По данным Всероссийского центра изучения религий и сект, такой объединяющей идеей может быть очень многое. В настоящее время в России действуют около 80 крупных и тысячи мелких религиозных организаций. Зачастую о них становится известно лишь тогда, когда их представители оказываются замешаны в каком-либо скандале, как в случае с исламской сектой Файзрахмана Саттарова. 70 его фанатов более десяти лет живут в катакомбах в Казани, не выпуская наружу даже детей.

В лабиринтах восьмиуровневого сооружения, построенного под домом самопровозглашенного пророка — лидера секты Файзрахмана Саттарова, как никогда многолюдно. Спецслужбы установили возле дома затворников круглосуточное дежурство. Каждый день эксперты комиссии под усиленной охраной бойцов спецназа отправляются внутрь. Участники общины демонстративно не обращают на них внимание и продолжают жить по своему зеведенному распорядку.

На территории в десять соток участники общины выстроили настоящую деревню с целыми улицами, домами и постройками на разных уровнях, здесь несколько террас, где на протяжении десяти лет жили порядка 70 человек. Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь внутрь территории, — плотность застройки: домишки стоят практически стена к стене. Второе — очевидная конспирация: на каждой террасе установлены навесы, чтобы даже сверху не было видно, что происходит во дворе.

Помещения внутри — это нескончаемый лабиринт коридоров, со множеством дверей, ключи от которых находятся в отдельной комнате. На бумажных брелоках — имена их владельцев. В многочисленных тесных комнатах — два на два метра — сырость и грязь. Среди ржавых раковин и ванн — детская одежда и кроватки для самых маленьких узников секты.

"Помещения — это кельи без естественного освещения и вентиляции, расположенные в цокольном и подвальном этажах дома и вырытые в земле. Как указано в акте Роспотребнадзора, это восьмиуровневые муравейники", — отметила Ирина Петрова, помощник прокурора Казани.

После многочасового обследования всех переулков и построек общины комиссия доходит до учебных классов. Помещения разделены картонной перегородкой, где взрослые сектанты обучали детей собственной трактовке ислама. По правилам общины, детям было категорические запрещено учиться в общеобразовательной школе, обращаться к врачам и вообще выходить на улицу. Участники общины настаивают: дети воспитывались не в роскоши, но в правильных условиях.

"Условия были нормальные. Все врут. Мы жили с помощью Аллаха", — говорит одна из участниц секты.

Из-за антисанитарных условий органы опеки приняли решение забрать всех несовершеннолетних участников секты на несколько месяцев. Все двадцать детей в возрасте от 4 до 17 лет помещены в разные приюты Татарстана.

"Обычные дети — общительные. Играют с другими детьми", — сказала Резеда Халилова, директор приюта "Шатлык" Пестречинского район.

В первый день рейда попасть на территорию, где живут сектанты, спецназовцам удалось не сразу. Перед входом в свой бункер затворники встали живой стеной, не впуская незваных гостей внутрь. Духовный наставник затворников 83-летний Файзрахман Саттаров постановление о возбуждение в отношении него уголовного дела читать отказался. В свое время он был муллой в мечетях Петербурга, Ростова и Казани. В 70-х дослужился до заместителя муфтия Башкирии, а в 90-е провозгласил себя пророком и решил создать собственное направление в исламе.

Если дети сектантов жили в спартанских условиях, то взрослые активно пользовались благами цивилизации: на участке у затворников — дровяные котлы, газовые баллоны и бензиновые генераторы, в гараже — внедорожник. За пределы ворот выходили только несколько человек. Где эти люди зарабатывали деньги, чтобы содержать столько последователей, точно неизвестно — сами затворники рассказывают, что жили за счет своих родственников.

"Мы не признаем сотрудников милиции, российское государство, российские законы, Саудовскую Аравию, ни одно мусульманское государство, ни одного мусульманского царя — только Аллаха", — заявил один из сектантов.

Владения Саттарова обходят кинологи. Сотрудники ФСБ изъяли из его библиотеки более тысячи книг, предположительно экстремистского содержания. Совместный рейд с работниками соцзащиты, правоохранительными органами и спецслужбами инициировали в Следственном Комитете в рамках расследования дела по теракту, совершенному в Казани 19 июля. Погибший в тот день заместитель муфтия республики Валиулла Якупов всегда очень резко отзывался об этих затворниках и называл их тоталитарной сектой.

После возбуждения сразу трех уголовных дел — угроза жизни, жестокое обращение с детьми и незаконное строительство — сектанты продолжают жить в неприметном с виду доме. В прокуратуре республики готовят иски об ограничении родителей в своих правах и сносе незаконных построек.