Арбузы и дыни, прибывающие на московские рынки из южных губерний, пользуются хорошей репутацией — у нас вредной химией не удобряют. Попавшим в больницу после употребления якобы экологически чистых бахчевых приходится резко поменять свое мнение. Заряд нитратов в арбузах превышает норму в 2-3 раза.

Арбузы и дыни, прибывающие на московские рынки из южных губерний, пользуются хорошей репутацией — у нас вредной химией не удобряют. Попавшим в больницу после употребления якобы экологически чистых бахчевых приходится резко поменять свое мнение. Заряд нитратов в арбузах нередко превышает норму в 2-3 раза, и это не предел. При этом продавцы прикрываются сомнительными документами.

Торжественный ужин в последний день летних каникул для семьи Болотниковых закончился неприятно. Первое сентября пришлось пропустить. Вечером была дыня, утром — врач.

"Не сразу все проявилось. Поели, немного дали ребенку. 2-3 дня – боли в желудке, есть невозможно", — рассказывает о пережитых симптомах Дмитрий Болотников.

На ярмарке в Свиблово, где покупали отравленное лакомство, арбузы и дыни — самый популярный товар. Продавец заверяет: эта дыня сорта торпеда экологически чистая. Свежая и невероятно вкусная. Прибор-измеритель нитратов этого есть не советует.

"148 миллиграмм на килограмм", — показывает на прибор эксперт.

Превышение предельно допустимого содержания нитратов в 2 раза. На десерт вместо лакомства с бахчи — сплошные удобрения. Просим у продавца на рынке документы на товар. Они есть, но какие-то странные.

"Заключение рукой написано. Вес, продавец, нитраты. Вообще они печатаются, а тут ручкой", — удивляется проверяющий.

По закону каждый поставщик овощей и фруктов должен проводить лабораторные исследования своей продукции.

"Мы берем в стаканчик сок выжимаем. Добавляем реактив и измеряем на нашем приборе", — поясняет методику проверки менеджер по качеству Тамара Евпраксина.

Лаборант заполняет документы на каждый грузовик с товаром, только с такой бумагой продукцию могут принять на склад московского магазина. Дальше — контроль при разгрузке. Если, к примеру, арбузы странного цвета, то их отправят обратно поставщику.

"Иметь свежий вид, не увядший. Правильная форма, не квадратный. Должен быть без глубоких трещин и образований гнили", — перечисляет каким должен быть настоящий арбуз менеджер отдела контроля качества Анатолий Шурлов.

Но это в магазинах, где работают с крупными поставщиками. На рынки, ярмарки и на обочины дорог часто попадает товар из небольших хозяйств. Ради обильного урожая фермеры поливают бахчу химикатами. За каждым не уследишь.

А продавцы, даже после жалоб покупателей, продолжают торговать на том же месте, тем же отравленным товаром.

"Я пришел сюда за предъявлением претензий к администрации с нитрат-тестером. Начали мерить арбузы сначала там, где приобретал. То же самое получилось", — констатирует москвич.

Отравление нитратами небезобидно. Яд выводится из человеческого организма целый месяц. В первую очередь дает осложнение на почки.

Сейчас на прилавках в основном арбузы отечественные. Из Волгограда и Астрахани. Их всегда считали безопаснее импортных полосатых ягод. Но недавно сотрудники Роспотребнадзора завернули на МКАДе сразу 6 большегрузных фур с нелегальными арбузами. Там тоже нашли нитраты, а происхождение товара установить так и не удалось.