В столичном Музее изобразительных искусств имени Пушкина сегодня открывается большая выставка работ Карла Брюллова. На ней будут представлены как известные работы классика русской живописи, так и рисунки из так называемого "итальянского альбома", ранее неизвестные широкой публике. Более того, даже их авторство установили совсем недавно.
Готовый сюжет для детектива: в руки к неизвестному инвестору попадают 33 картины Карла Брюллова. Их стоимость – больше 4 миллионов долларов. Но вопрос о подлинности работ – открыт. Музейщики начинают расследование, результаты которого можно увидеть на выставке в ГМИИ имени Пушкина. Куратор Наталья Соломатина рассказывает, как велось расследование. Три года назад в Русском музее она была одной из тех, кто разгадывал "загадку неизвестного Карла". После кропотливого анализа было установлено, что "Итальянский альбом", приобретенный бизнесменом, принадлежит кисти Брюллова, хоть и не соответствует стилю художника. "Технологические исследования включают анализ бумаги и пигментов, — говорит искусствовед Наталья Соломатина. – В результате было установлено, что правильно называть рисунки "акварелями", а не "сепиями" – они включают минеральные добавки".
Работы Брюллова "знаменитого" и "неизвестного" висят полотно к полотну. На выставке в соотношении 50 на 50 представлены графика из Русского музея, акварель из ГМИИ и листы из "Итальянского альбома". Последний в путешествиях в 20-е годы 19 века для художника выполнял роль личного дневника. Только вместо романтичных, почти интимных записей – часто небрежные, не постановочные рисунки. Ловелас и сердцеед, художник хотел запечатлеть каждую возлюбленную. На рисунках для "дам сердца" оставлял подпись — "Бришка". "Такого Брюллова я никогда не видел, — признается куратор выставки Олег Антонов. — Мы привыкли его воспринимать как большого мастера, чья роскошь подкупает больше всего. И совсем не привыкли видеть художника, работающего над черновыми материалами. Лишь потом из этого выросла подкупающая роскошь мастерства".
Мастерство Карла Брюллова, по словам музейщиков, заключено и в том, что эти работы похожи на эпизоды одной истории, рассказанной художником: с юмором, иронией и всегда – любовью к жизни. Будь то знаменитая "Итальянская семья в ожидании ребенка", "Сон бабушки и внучки" или "Прерванное свидание". Лица героев будто светятся. "Он рассказывает историю, которую можно отследить. Глядя на картины, можно понять, где она начинается, где продолжается", — говорит Олег Антонов.
Установить авторство картин Карла Брюллова – задача для редкого ученого, уверен Олег Антонов. Технологи в лабораторных условиях исследуют качество бумаги, искусствоведы ищут аналогии между разными работами. Последним – сложнее. Компьютерная программа облегчает работу: она сама подскажет, где сходство между "знаменитым" Брюлловым и "неизвестным". Выбираем две картины – "Молящийся пилигрим" и "Пифферади". Выясняем: рясу и плащ художник рисовал одинаково.
Неизвестные работы Карла Брюллова – не только выставка, но и пиар-акция. Распоряжаться "Итальянским альбомом" может и частное лицо, и закрытый паевой инвестиционный фонд. Кстати, по словам его директоров, на продажу собрание пока выставлять не будут. Сначала "неизвестного Брюллова" сделают "знаменитым".