Тема:

День Победы 2013 10 лет назад

Красивая, но сложная работа: за кулисами парада

Парад Победы — зрелище завораживающее. Сложнейшие маневры военной техники выполнены легко и непринужденно. Во всяком случае, это взгляд со стороны. На самом деле синхронность передвижения и ювелирная точность поворотов — это итог многомесячных тренировок.

Парад Победы — зрелище завораживающее. Сложнейшие маневры военной техники выполнены легко и непринужденно. Во всяком случае, это взгляд со стороны. На самом деле синхронность передвижения и ювелирная точность поворотов — это итог многомесячных тренировок.

Предпарадный ритуал отработан до мелочей. Еще до восхода — водные процедуры для танков и БТР. Наведение лоска. После чего солдатам уже строго-настрого запрещают подниматься на броню без специальных бахил.

К устрашающему своими размерами и начинкой "Тополю-М" за последние несколько лет зрители успели привыкнуть. А вот новейший бронетранспортер БТР-82А многие увидят впервые. Он, конечно, похож на своего предшественника, но полностью обновленная 30-миллиметровая пушка и более мощная броня значительно увеличивают его боевую эффективность.

Позади – две недели тренировок и бессонных ночей. За это время экипажи научились чувствовать друг друга даже через железо. Самоходные артиллерийские установки "Мста-С" способны уничтожить любой укрепленный объект противника на расстоянии до 25 километров. На брусчатку Красной площади они вкатываются корпус в корпус.

В это время уже поднялись в воздух с аэродрома в Энгельсе стратегические ракетоносцы, готовятся к взлету фронтовые бомбардировщики липецкого центра подготовки и переучивания летного состава и воронежской авиабазы первого командования Западного округа. Они строят в воздухе тактическое авиационное крыло. 10 боевых машин. На подходе военно-транспортные Ил-76, тройка сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М3 и четыре высотных истребителя-перехватчика МиГ-31, чьи рекорды остаются непобитыми уже несколько десятилетий. С подмосковной Кубинки взлетают 28 боевых машин. Самыми первыми — несколько вертолетных групп, им через несколько минут открывать воздушную часть парада Победы, и от слаженной работы пилотов зависит очень многое.

"Русские витязи" и "Стрижи" строят свой знаменитый "Кубинский бриллиант" из девяти машин и удаляются за горизонт. Там, на границе Тверской и Московской областей, вся эта сводная воздушная армия из 68 самолетов и вертолетов занимает парадный строй и берет курс на Красную площадь.

С каждым из бортов держат связь старшие офицеры командования Военно-воздушных сил. Корректируют прохождение контрольных точек с точностью до секунд. Внизу проплывают Ходынка, Тверская и, наконец, Красная площадь. Появление в небе одного из крупнейших городов мира стратегических ракетоносцев вызывает у зрителей трепет и уважение.

Сразу после парада экипажи разлетаются по местам базирования. Коллеги по летной службе едва-едва успевают увидеть друг друга в небе. Ближе всех путь домой для кубинских пилотов.

Просто так вернуться домой после сложного задания — не в правилах "Русских витязей" и "Стрижей". Каждый раз они потом крутят над родной Кубинкой бочки и петли. Но участие в Параде Победы — это всегда особая ответственность, это всегда нервы на пределе. И когда смотришь, как тяжело садятся самолеты, кажется, можно даже почувствовать их усталость.

Обычно общительный командир "Витязей" Андрей Алексеев в такие моменты немногословен: "Считаю, что нормально прошел, отработали все штатно. Вышли в заданное время. Все в порядке".

"Пролет над Красной площадью я выполнил сегодня впервые. Для меня это праздник, так же, как для всей нашей страны. Это великая победа нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. И хочется поздравить, конечно же, всех ветеранов", — говорит Дмитрий Селиванов, командир звена авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи".

Единственное, о чем жалеют пилоты, — что, управляя в плотном строю боевыми машинами, они просто не успевают посмотреть вниз и увидеть лица тех, для кого они выполняют такую сложную, но такую красивую работу.