Москва активно готовится к выборам мэра. Уже известно о 12 кандидатурах. Со своими претендентами определились все парламентские партии. Теперь, когда естественное желание побороться за кресло столичного градоначальника оформлено в соответствии с требованиями закона, всем претендентам перед большой гонкой осталось только преодолеть маленький отбор. Естественный и не очень.
Все требования вполне традиционные: как минимум годовалая столичная регистрация, возраст за 30. Из актуального – отсутствие финансовых активов за рубежом и приговора к тюремному заключению. Кроме того, самовыдвиженцам необходимо еще насобирать подписей горожан. В условиях Москвы немного — всего-то 70 с небольшим тысяч. Здесь все понятно и в лучших традициях предсказуемо. Но не спешите засыпать! Есть и новая фишка — муниципальный барьер. В большую политическую игру вступают простейшие политические экосистемы. Всем кандидатам на пост мэра придется заручиться поддержкой членов муниципальных собраний от Зюзина до Щукина.
В определении "простейшие" нет никаких обидных подтекстов. Просто в сложной административной иерархии депутаты муниципальных собраний – сокращенно мудепы – это действительно ближайшие к народу представители власти. Большей частью это директора школ, врачи, студенты, в полномочия которых входит обсуждение законов муниципального и городского уровня. Кроме того, они имеют право на внесение депутатского запроса, отвечать на который обязаны местные чиновники. Сами мудепы должны в первую очередь работать с населением. Встречаться с избирателями депутат обязан не реже раза в месяц, а раз в год он должен отчитываться о своей деятельности. Как видим, полномочий – не ахти. Кроме того, депутатам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и принимать ценные подарки. Хотя откуда им взяться? Из бонусов только – бесплатный проезд.
71% россиян ничего не знает о работе муниципальных собраний. В полной мере об этой структуре осведомлены только 8% процентов опрошенных. Пятая часть респондентов хотела бы узнать больше, но сетует на труднодоступность информации. И еще такой характерный штрих к портрету — каждый второй опрошенный ничего о муниципальных депутатов знать даже не хочет. Небольшая ремарка: данные ровно годичной давности.
И вот наступает, наверное, звездный час муниципалов. Шанс если не решить, то, по крайней мере, повлиять на судьбу мэра столицы. Всего в Москве на 146 муниципалитетов – 1817 депутатов, а претендентов, судя по всему, будет 12. Между ними естественно развернется борьба за заветные автографы. На данный момент расстановка сил по муниципальным образованиям выглядит так:
"Единая Россия" — 870 депутатов, 125 районов (по Старой Москве);
КПРФ — 247 депутатов, 90 районов;
"Справедливая Россия" — 130 депутатов, 73 района;
ЛДПР – 27 депутатов, 22 района депутатов;
"Яблоко" — 26 депутатов, 20 районов;
РПР-Парнас – 0;
"Воля" — 0.
Получается, что помимо самовыдвиженца Собянина, которого обещала поддержать "Единая Россия", у всех остальных недобор. У СР и КПРФ достаточно депутатов, но не хватает районов. Еще важно отметить, что на сбор подписей осталось не так много времени — до 8 июля. Получится ли у всех или нет – первая интрига. Есть и еще одна.
Оппозиционные силы коллегиальным решением выбрали общую стратегию и сделали ставку на две важные цифры в законе о выборах мэра. Вот они: 50% голосов избирателей необходимо набрать кандидату для победы в первом туре. И еще: если в бюллетене более двух кандидатов, а в первом туре победитель не выявлен, то назначается повторное голосование, то есть второй тур.
Совместными силами оппозиция избрала тактику так называемого размывания: то есть они попытаются ввести в первый тур как можно больше кандидатов, чтобы распределить между ними голоса. Тогда появится возможность второго тура. И хотя бы замаячит интрига. Тактика, прямо скажем, спорная. Хотя в условиях отсутствия одного явного лидера у оппозиции, может быть, и единственно возможная.
Чтобы осуществить задуманное, оппозиционные кандидаты уже договорились координировано работать с муниципальными депутатами. При необходимости даже помогать друг другу, забыв об идеологических разногласиях. Получится или нет покажет такой не совсем естественный отбор.

























































































