Сегодня в Берлине вспоминали подвиг советских солдат, которые, сражаясь с фашизмом, отдали свои жизни на последнем рубеже Великой Отечественной войны — в боях за Берлин. Там открыт отреставрированный мемориал Шенхольц.
Советское военное кладбище в районе Панков-Шенхольц лишено размаха и монументальности, какие есть в Трептов-парке или Тиргартене, но, тем не менее, это крупнейшее воинское захоронение, расположенное в черте Берлина. Из 75 тысяч наших солдат и офицеров, погибших при штурме города, здесь похоронены более 13 тысяч.
Центральную ось мемориала, который строили с 1947 года по 1949, задает 33-метровый обелиск и фигура Родины-матери. По бокам зеркально расположены ряды братских могил, к началу ремонта обветшавших от времени и поврежденных вандалами. На полное восстановление мемориала немцы потратили 2 года и 10 миллионов евро.
"Каждый камень, каждую плиту мы снимали, очищали. И все оригинальные детали за исключением наиболее поврежденных установили на прежнее место с применением современных строительных технологий", — рассказал директор специальных культурных проектов Йоахим Бедельт.
"В Берлине участились кражи цветных металлов. Многое здесь сделано из бронзы, так что мы смонтировали новую систему безопасности с использованием тепловизоров, чтобы никто не проник на территорию даже ночью", — приоткрыл завесу тайны представитель Комитета по защите окружающей среды и памятников архитектуры Йоахим Гуделевски.
На бронзовых досках — имена 3180 солдат, но большинство здесь — безымянные. Для ведения боя в городе части дробились на мелкие штурмовые группы. Командиры, которые должны были рапортовать о потерях, в горячке боя не успевали узнать своих солдат, а часто и сами бывали убиты прежде, чем наносили на карту места первичных захоронений. Из развалин, подвалов, засыпанных на скорую руку воронок в течение долгого времени извлекали останки неизвестных, которые легли потом в эту землю.
Ровные ряды могил, аккуратные газоны — ни намека на былое запустение. Кладбище теперь действительно выглядит так, как его задумывали архитекторы: оно достойно памяти, тех кто здесь похоронен.