Атомный гигант "Россия" взял курс на Арктику

Атомный ледокол "Россия" накануне вышел из порта Мурманска и взял курс на Арктику. Он пройдёт почти весь Северный морской путь в поисках льдины, подходящей для дрейфующей станции.

Атомный ледокол "Россия" накануне вышел из порта Мурманска и взял курс на Арктику. Он пройдёт почти весь Северный морской путь в поисках льдины, подходящей для дрейфующей станции.

Огромный портовый кран, не прекращая работу ни на минуту, перегружает на палубы атомохода оборудование и снаряжение арктической экспедиции. "Северный полюс-38" – это контейнеры с научным оборудованием, бочки с горючим, генераторы и трактора. Кажется, что ледокол "Россия" может выдержать все.

Погрузка еще не закончена, а на палубе корабля участники полярной экспедиции собирают складные домики. Те самые, в которых им придется провести долгую полярную ночь. Это только на первый взгляд они выглядят как картонные. На самом же деле, каждый винт, каждая скоба в этой конструкции – опыт десятков экспедиций.

"Здесь будем готовить сразу на 10 домиков. А на льдине уже темно будет. Здесь удобно. Домики замечательные. А когда трещины, развод пойдет, их надо же разбирать. Если не получится техникой, то надо разбирать щиты и руками перетаскивать", – рассказал механик экспедиции СП-38 Гали Кубышев.

Главная сложность этой экспедиции в том, что когда ледокол подойдет к месту предполагаемой высадки, на арктические широты уже будет стремительно надвигаться полярная ночь. В кратчайшие сроки станция должна развернуться и начать исследования состояния ледяного покрова и океана. А еще опробовать новые приборы и принять участие в настройке системы ГЛОНАСС.

"Мы продолжаем работы по тестированию системы ГЛОНАСС в высоких широтах Арктики. У всех на слуху наша отечественная система позиционирования. Здесь определенная фишка, потому что никто кроме людей, работающих на дрейфующей станции, не может получить достаточной информации о работе этой системы в высоких широтах Арктики", – говорит Владимир Соколов, заместитель руководителя высокоширотной морской экспедиции "Арктика-2010".

"Это мясной цех. Вот сейчас Валера на ужин готовит нам, печень будет. Далее холодильник. Здесь рыбный цех. Завтра на обед будет уха. Вот семга, палтус. Я думаю, неплохо будет", – проводит экскурсию шеф-повар атомного ледокола "Россия" Андрей Еремин.

Глубоко в недрах самого ледокола святая святых – кухня. Шеф-повар Андрей Еремин говорит, что в его ведомстве уже все готово к отплытию. На складах есть даже арбузы и дыни, яблоки и виноград. А еще с удовольствием рассказывает, чем кухня атомного ледокола отличается от любой другой: "Вот котлы, в которых мы варим суп. Они не двигаются с места, стационарные, то есть не как на кухне или в какой-нибудь столовой. Это для того, чтобы когда ледокол будет качать, все стоит на месте. Только люди качаются".

Атомный ледокол вообще настолько уникальное судно, что именно кухня во многом и определяет продолжительность морского путешествия.

Капитан атомного ледокола "Россия" Олег Щапин: "Мы можем по запасам провизии 7,5 месяцев работать в Арктике без заходов. Это запас наших провизионных камер. А по топливу на пять лет хватает работы".

В четко обозначенное время атомоход отшвартовывается от Мурманского причала и берет курс в Северный ледовитый океан.

Всего через несколько минут этот гигантский атомный исполин для тех, кто находится на берегу, превратится в маленькую точку, уходящую за горизонт. За тем и вовсе растворится в просторах Баренцева моря. Почти на месяц они уходят в Арктику, которая пусть и неохотно, но все же открывает свои тайны под натиском российских ледоколов.