Картели и сговоры: ФАС старается сдержать аппетиты

Федеральная антимонопольная служба снова вынуждена проверять нефтяные компании. Как доказала проверка прошлогоднего повышения цен на дизельное топливо, между основными производителями нефтепродуктов был сговор. Руководство ФАС назвало ситуацию форменным безобразием.

Федеральная антимонопольная служба снова вынуждена проверять нефтяные компании. Как доказала проверка прошлогоднего повышения цен на дизельное топливо, между основными производителями нефтепродуктов был сговор. Руководство ФАС назвало ситуацию форменным безобразием.

Команда ФАС в третий раз занялась нефтяниками. За искусственное завышение цен игрокам бензинового рынка грозит уголовная ответственность. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев в эксклюзивном интервью рассказал, как нефтяных гигантов заставят скорректировать ценники.

Аппетиты топливных магнатов ФАС пытается держать в рамках приличного уже который год. Нынешняя – третья волна антимонопольных дел. Динамика штрафов такая: в 2008 году "большая нефтяная четверка" отдала в бюджет почти шесть миллиардов рублей. Вторая волна дел принесла санкции в 15 миллиардов рублей. Третью еще только считают. Отрезвить производителей топлива не удалось. Теперь их рассматривают как рецидивистов.

"Мы не хотим вести себя, как кровожадные собаки. Мы просто предупреждаем: хватит этим заниматься. Потому что когда мировая цена упала со 146 долларов до 32, то цена в России не упала даже на 20 процентов. В конечном итоге они снизили тогда цены. Но как только появилась первая возможность, они реализовали свой всеобщий принцип: как только цена растет, они каждый день переписывают ценники, а как цена падает, они забывают это делать", — рассказывает глава Федеральной антимонопольной службы.

У ФАС существует некая математическая формула того, как рассчитываются штрафы. И к рецидивистам в ней особый подход. Если компания попалась впервые, платит просто штраф в установленном законом размере. Далее по прогрессии. Второй случай удваивает сумму. Третий – фактически умножает штраф на четыре. А все последующие предусматривают, кроме штрафов, уголовную ответственность.

У нефтяников сейчас, как выразился глава ФАС, есть последний шанс начать активнее снижать цены. Пока ценники на заправках меняют не слишком охотно. По данным ведомства, дизтопливо в рознице упало примерно на рубль. А ФАС рассчитывала на два.

С того момента, как стартовало принудительное снижение цен, 92-й на столичных заправках начал стоить примерно 24 рубля и 40 копеек, то есть потерял почти 60 копеек. 95-й тоже чуть похудел. Дизелю пришлось ужиматься больше всего — в среднем за этот период слетел рубль.

Шанс, который нефтяникам дали антимонопольщики – это шанс отделаться меньшей кровью. Если компании добровольно устранят нарушения и предъявят все документы, к ним применят минимальный штраф в 1% с оборота. Однако аналитики напоминают, что цены формируют общемировые процессы — стоимость нефти на рынке, беспорядки на Ближнем Востоке и, конечно, увеличение налогов.

Под особый контроль антимонопольной службы попали цены на продукты. В четверти случаев их высокая динамика – результат сговора. Особенно в регионах, где есть условия для развития монополии. То же самое касается и лекарств.

"Это мерзкий подход. Вместо того, чтобы заработать от 5 до 20 процентов прибыли, пытаются за счет потребителей — тех же бабушек, которые не могут пройти на своих больных ногах четыре-пять аптек – получить 300 процентов", — отметил Артемьев.

Самой большой опасностью для отечественной экономики в Федеральной антимонопольной службе называют картели. Руководитель ведомства сказал, что Россия — страна ценовых сговоров.

Вот лишь несколько обнаруженных за последнее время картелей: раскрыт ценовой сговор между участниками рынка энергетического угля. Еще выявлено картельное соглашение производителей и продавцов хлора, что автоматически завышало тарифы на воду в коммунальных платежах и не только. Картельные признаки — на рынке финансовых услуг, в страховании автомобилей, когда рыночные ставки просто удваивались. Также в сговоре уличены производители соли. Аналогичные расследования ведутся и по другим отраслям.

В мире за такие преступления предусмотрена уголовная ответственность — до 10 лет тюрьмы. В России только недавно в силу вступил 178 закон, по которому за участие в картельном сговоре полагается до 7 лет лишения свободы. В России в них состоят десятки тысяч компаний.

"Хлорный картель действовал с 2000 года. 11 лет нас с вами доят по коммунальным тарифам за питьевую воду, а в это время все 11 российских заводов сговорились на предмет повышения цен", — сообщил Игорь Артемьев.

Рассказал он и о том, что службе удалось наладить тесное взаимодействие с правоохранительными органами. Все больше дел раскрывается оперативными, а не аналитическими методами. Для доказательства сговора теперь используют даже прослушивание телефонов.

Кстати, сотовым операторам тоже досталось. По итогам антимонопольных дел ФАС оштрафовала компании "большой тройки" на 38 миллионов рублей. Причиной стали завышенные тарифы на роуминг.

Как откровение из уст главного борца с монополиями прозвучали данные о коррупции внутри ведомства. Оказывается, существуют специальные анонимные опросы предпринимателей на этот счет. Так вот по ним, коррупционеров в ФАС примерно 7%.