Миллиардер Прохоров выступил за право на 60-часовую рабочую неделю

Наше трудовое законодательство опаздывает на 40 лет, утверждает миллиардер Михаил Прохоров. Со своей 32 строчки в мировом рейтинге "Форбс" он разглядел, что отсрочку от армии нужно давать рабочим, а не интеллигенции.

Наше трудовое законодательство опаздывает на 40 лет, утверждает миллиардер Михаил Прохоров. Со своей 32 строчки в мировом рейтинге "Форбс" он разглядел, что отсрочку от армии нужно давать рабочим, а не интеллигенции, 60-часовую рабочую неделю надо узаконить, разрешить работать дистанционно, живых работников заменять автоматикой и, наконец, упростить механизмы увольнения. Рационализаторское предложение Прохорова с экспертами обсудила корреспондент "Вестей ФМ" Людмила Шаулина.

Шаулина: Трудовое законодательство в России устарело, уверен один из богатейших людей на планете миллиардер Михаил Прохоров. Современный Трудовой кодекс, по мнению олигарха, по духу - это КЗоТ 71 года прошлого века: борьба с текучкой кадров, сложнейшая процедура увольнения, жесткая рабочая дисциплина. Между тем на дворе уже давно век работника, а не работодателя, утверждает Прохоров. А потому, рассуждает он, сотрудник должен иметь право работать 60 часов в неделю без оплаты сверхурочных и спокойно относиться к тому, что его могут уволить по истечении трудового контракта. Преференций перед законом, по мнению миллиардера, достойны только представители рабочих специальностей. Понятно почему, соглашается с ним управляющий партнер компании "2К аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский.

Андриевский: Стало очевидно за последние несколько лет, что та элита рабочего класса, которая была создана во время Советского Союза, за последние 15 лет полностью разрушена. Мы видим, что средний возраст высокопрофессионального рабочего - это 60 лет. Некому работать за станками, все директора заводов по этому вопросу не говорят, а просто воют.

Шаулина: Способов привлечь работников на заводы и в шахты Прохоров знает несколько. Первый - повысить имидж рабочих специальностей, предоставляя высококвалифицированным работникам бронь от армии. В истории Советского Союза такое было, напоминает Андриевский.

Андриевский: Как в военное время, для того, чтобы толкнуть экономику вперед, высококвалифицированным рабочим надо давать бронь от армии. Но делать это надо, естественно, выборочно.

Шаулина: Особое отношение к рабочим, даже высококвалифицированным, противоречит самой конституции, подчеркивает Виктор Литовкин, ответственный редактор "Независимого военного обозрения".

Литовкин: Должно быть равенство, как по закону, по Конституции должно быть, так и для тех, кто служит в армии. Ничего страшного, один год службы в армии не делает человека ни менее грамотным, ни менее успешным. Ну и пример самого Прохорова, который служил целых два года, который доказывает, что армия хорошего человека не испортит, а сделает только лучше.

Шаулина: Бронь от армии вряд ли привлечет рабочих к станкам, рассуждает руководитель портала Superjob.ru Алексей Захаров.

Захаров: Я не думаю, что отсрочка от армии так уж повысит престиж рабочих специальностей. Не в этом дело. Но так или иначе, для определенных специальностей, молодых людей, которые демонстрируют в 18-20 лет высокую квалификацию… Но, мне кажется, что это очень сложно, и в сегодняшней нашей юридической системе и экономической системе это вещь не реализуемая.

Шаулина: Зарплата и социальные гарантии - вот что может заинтересовать молодых людей при выборе рабочих специальностей. Как это сделать? Прохоров дает ответ и на этот вопрос - нужно сократить число работников, заменив их машинами. Тогда в забое работать будут не 1000 человек, а 20, с зарплатой до 80 тысяч долларов в год. Расчеты не самые точные, но направление правильное, соглашается Иван Андриевский.

Андриевский: Механизация и автоматизация процессов, будь то уголь, будь то другие полезные ископаемые, будь то просто строительство и автоматизация, механизация на строительстве - это очень полезная вещь. И строительное оборудование, которое поступает из-за рубежа, существенно интенсифицирует процессы и удешевляет их. Но это дорогие игрушки. Если бы у нас внутри страны мы могли произвести это оборудование, то оно бы стоило 8 тысяч долларов какой-то блок, а за границей он бы стоил 60 тысяч долларов.

Шаулина: А за последние десятилетия машиностроительный комплекс в России почти полностью разрушен. Воссоздать его без квалифицированных кадров нельзя, а их нет. Замкнутый круг разорвать может только государство целевой программой переоснащения производства, резюмируют эксперты. Но про это у Прохорова в суждениях о трудовом законодательстве ничего не значится.