Сегодня исполняется 70 лет выдающемуся режиссеру Роману Балаяну, автору культовой картины "Полеты во сне и наяву". Юбиляра поздравляет обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Уроженец Нагорного Карабаха, успевший поработать на рубеже 1950-х и 1960-х артистом Степанакертского театра, Роман Балаян нашел себя только десятилетие спустя, отучившись на режиссерском факультете Киевского института театрального искусства. Он снимал спектакли театра "Современник", а как режиссер дебютировал в начале 1970-х и поначалу отталкивался от классики: чеховская "Каштанка", тургеневский "Бирюк".
Только в начале 1980-х, перевалив сорокалетний рубеж и то ли пережив, то ли предощутив пресловутый "кризис среднего возраста", Балаян представил на суд немало удивленной публики свой шедевр - резко и остро современную драму о лишнем человеке эпохи вечного советского застоя. Поставленные по оригинальному сценарию Виктора Мережко "Полеты во сне и наяву" остались шедевром, главным трудом жизни, и для маститого кинодраматурга, и для режиссера, и для сыгравшего главную роль - потерянного интеллигента с затравленным взглядом и нестираемой иронической улыбкой - Олега Янковского. Эта картина удивительным образом шагнула за пределы своей эпохи, предсказав так многое и даже представив миниатюрные карикатуры на образы двух героев уже следующих эпох, Никиты Михалкова и Олега Меньшикова, каждый из которых сыграл в этой лирической трагикомедии по яркому эпизоду. А Балаян двигался дальше.
Между еще одним Чеховым - картиной "Поцелуй" с тем же Янковским - и экранизацией лесковской "Леди Макбет Мценского уезда" был еще один странный, как это называют сейчас "неформатный", фильм. Пушкинская притча "Храни меня, мой талисман" - лирический, загадочный кинороман на четверых с вечным Янковским, а также Александром Абдуловым, Татьяной Друбич и Александром Збруевым: последний советский фильм Балаяна - и такой несоветский, такой причудливый. Работы 1990-х превратили Балаяна в потерянного режиссера - талант и изобретательность, а также редкий лирический дар, остались при нем, но вот применять их в новых условиях было все сложнее: эпоха требовала чего-то иного, а чего - и сама не могла понять.
Последняя на сегодняшний день картина Романа Гургеновича "Райские птицы" - трогательная до нелепости история диссидентов, одним из которых сегодня, очевидно, чувствует себя сам режиссер: там они летают уже не во сне, а наяву, и там одну из последних предсмертных ролей исполнил Олег Янковский. Роман же Балаян, по счастью, жив-здоров, и карьера его еще далеко не завершена. И новых фильмов, и возможности осмыслить весь творческий путь незаурядного режиссера ждут многие.




















































































