По мнению экспертов, экономический обгон Китаем США может состояться через двадцать лет. Как китайцы собираются сделать то, чего не удалось Советскому Союзу? Этот и другие вопросы Максим Шевченко обсудил с председателем комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Евгением Федоровым, директором Института Конфуция Российского государственного гуманитарного университета Тарасом Ивченко и директором Института международного бизнеса Высшей школы экономики Натальей Карповой в программе "Стратегия" на радио "Вести ФМ".
Шевченко: Здравствуйте. В эфире "Вести ФМ" программа "Стратегия". Максим Шевченко с вами. Сегодня мы поговорим о Китае. Но не о самом Китае, не о том, что внутри него происходит (хотя, наверное, коснемся и этого, буде наши гости в этом что-то понимают), а о последних данных, о бешеном экономическом развитии Китая.
Недавно президент Медведев побывал в Поднебесной. И даже по поведению президента, по его словам было видно, что он впечатлен теми масштабами, теми перспективами, которые демонстрируют китайское общество, китайское государство и китайская экономика. И правда ведь, если задуматься, 2 миллиарда человек почти по неофициальным данным, по официальным – миллиард 600 или 500 миллионов. В общем, цифры такие, что в сознании они не укладываются. Недавно появилась еще одна интересная статистика. Китай чуть ли не опережает все другие страны мира по количеству миллионеров, которое резко выросло в Китае за последние годы, что говорит о том, что благосостояние китайского общества, потребление китайского общества внутреннее тоже сильно растет.
Китайская экономика, с одной стороны, безумно, как говорят, интересна для инвестиций, с другой стороны, мы об этом мало что знаем. И есть такие мнения, что через 20-30-40 лет Китай обгонит Соединенные Штаты, Запад и станет самой мощной державой мира, что, собственно говоря, учитывая склонность китайцев к копированию технологий, их работоспособность, их огромную дисциплину и неисчерпаемые трудовые ресурсы, вполне возможно.
Давайте сегодня поговорим о таких перспективах и о том, что со всем этим делать России. Сегодня у нас в гостях председатель комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Алексеевич Федоров; директор Института Конфуция Российского государственного гуманитарного университета, директор Аналитического центра развития российско-китайских отношений Московской финансово-промышленной академии Тарас Викторович Ивченко и директор Института международного бизнеса Высшей школы экономики Наталья Станиславовна Карпова.
Начнем, Тарас Викторович, наверное, с вас как с человека, который даже по названию что-то понимает в учении Конфуция. А учение Конфуция, как я понимаю, есть достижение гармонии между небом и землей, в чем и состоит смысл жизни человека. Скажите, как на ваш взгляд, китайцы сегодня достигают гармонии, которая возможна для полутора миллиардов человек между небом и землей? В экономическом, конечно, смысле, нас прежде всего это интересует.
Ивченко: В экономическом смысле – они пытаются это достигнуть. И по крайней мере, так сказать, с определенной точки зрения, им это удается. Самое главное, что здесь наблюдается достаточно продуманная стратегия на протяжении очень долгого периода времени. Недавно отмечалось 30-летие реформ, и вот эти реформы, так сказать, проходят достаточно планомерно, и в то же время, конечно же, они каждый раз ставят перед собой новые задачи. Поэтому да, это так.
Шевченко: Хорошо, реформы. У нас, знаете, реформы достаточно планомерно проходят 20 лет, а в стране что-то процветания не наблюдается. Я помню, Горбачев сказал: "Реформы проводим". С тех пор, сколько я живу, проходят одни реформы. А в Китае, тогда я помню, в конце 80-х, обсуждался китайский путь, мол, а не пойти ли нам китайским путем? Но приняли решение: нет, лучше пойдем путем либеральной экономики. В итоге разорили многое, создали немногое, а на наших глазах Китай на востоке поднялся огромный. Можно сказать, что Китай добился огромного успеха в своей экономической политике?
Ивченко: Да, можно.
Шевченко: Как вы этот успех опишете?
Ивченко: Прежде всего, это постепенное изменение вообще всей модели экономики и изменение всей модели, по которой строится общество. Это самое главное.
Шевченко: А что это значит?
Ивченко: Это значит, что от того общества, которое было построено в жесткой системе распределения, где практически промышленность и сельское хозяйство не развивались, начав с развития так называемого семейного подряда, с развития сельского хозяйства, удалось добиться очень больших успехов в сельском хозяйстве, то есть люди стали себя кормить и даже стали производить на экспорт.
Эфир программы "Стратегия" слушайте в аудиофайле




















































































