"Шестёрка" предложила Ирану доказать мирный характер своей ядерной программы

Ядерная программа Ирана продолжает оставаться одной из главных проблем европейской дипломатии. 5 апреля в Алма-Ате начался очередной раунд переговоров между Ираном и "шестёркой", от которых обе стороны ждут прорыва, но видят его по-разному.

В пятницу, 5 апреля, начался второй раунд переговоров по ядерной программе Ирана. С одной стороны – сама Исламская республика, с другой – так называемая Группа шести, куда входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), а также Германия. Накануне переговоров обе стороны поспешили сделать заявления, в которых выразили надежду на то, что переговоры, наконец, приведут к ощутимым результатам. Правда, ожидания эти выглядят по-разному.

Так, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили 4 апреля предложил делегациям "шестёрки" "начать переговоры фразой о том, что они признают право Ирана, в частности, на обогащение урана". В свою очередь, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Томас Манн уточнил, что Иран, как и другие страны, имеет право развивать свою ядерную программу в мирных целях.

Напомним, основным разногласием является не само обогащение урана, а его уровень. Теоретически, любая страна имеет право на обогащение урана до любых пределов, однако в случае с Ираном у международного сообщества существуют опасения о двойном назначении его ядерной программы. Последние закупки центрифуг идут в рамках поставленной Ираном цели в 20%. При этом на первом раунде переговоров в Алма-Ате 26 февраля "шестёрка" пообещала Ирану не вводить санкции именно в случае его отказа от планов 20-процентного обогащения и снижения производительности объекта Форду, на котором установлены новые центрифуги.

Подозрения относительно ядерной программы Ирана появились у Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) после того, как в 2002 году его комиссары выяснили, что Иран построил несколько ядерных объектов, не поставив их под гарантии МАГАТЭ. После четырёх лет неудачных переговоров МАГАТЭ передало ядерное досье Ирана в Совет Безопасности ООН, страны которого и ведут сейчас переговоры с Ираном, подключив к процессу Германию, которая является одним из крупнейших поставщиков ядерного топлива, но при этом не входит в Совет Безопасности.

Спустя почти семь лет после начала переговоров "шестёрке" по-прежнему не удаётся урегулировать вопрос вокруг ядерной программы Ирана. Причин этому несколько: во-первых, Иран всеми силами старается убедить мировое сообщество в том, что его ядерная программа имеет мирный характер. Так, 16 января 2013 года верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи издал фетву, в которой прямо запрещает разработку ядерного оружия, и это при том, что до разработки полноценного ядерного оружия Ирану требуется не меньше пяти лет. При этом истории известны случаи, когда фетвы отменялись, то есть, теоретически Ирану никто не мешает вплотную приблизиться к 95-процентному уровню обогащению, а уже потом принять соответствующее политическое решение.

Впрочем, источники в иранском правительстве говорят, что такое решение ещё не принято. Это, впрочем, не означает, что Иран готов отказаться или хотя бы приостановить обогащение урана – по словам официальных представителей, развитие атомной энергетики необходимо для развития промышленности, поэтому вопрос даже о временном обогащении не стоит в принципе. На данный момент главный шаг, который ждут от Ирана, – это перевод уже наработанного гексофторида урана из газообразной формы в твёрдую. Этот шаг лучше любых указов мог бы продемонстрировать нежелание Ирана разрабатывать ядерное оружие: если газообразный гексофторид можно с помощью центрифуг обогатить до 80 процентов менее чем за год, то в твёрдом виде он представляет из себя лишь топливо для атомных электростанций, перевести которое обратно в газообразное состояние – сложный и дорогостоящий процесс.

Наблюдатели ожидают, что Иран может пойти на этот шаг, чтобы смягчить последствия наложенных на него экономических санкций: в 2012 году инфляция достигла 30 процентов, а за последние два года курс риала к доллару упал почти в три раза. Поэтому вопрос о том, удастся ли сторонам достичь компромисса в ближайшие два дня, касается не только ядерных поставщиков, но и тысяч компаний по всему миру, заинтересованных в торговле с Ираном, не говоря уже о многомилионном населении Исламской республики, которое всё сильнее начинает испытывать на себе последствия неуступчивости собственного правительства.