Записи казначея народной партии Испании Луиса Барсенаса подставили премьер-министра Мариано Рахоя под удар. В найденной у Берсенаса школьной тетради были обнаружены записи о нелегальных денежных операциях, которые он делал на протяжении последних десяти лет. После ареста бывший казначей согласился дать газете El Mundo продолжительное интервью, в котором рассказал о махинациях, от которых правящая партия получала незаконный доход. Среди теневых источников оказались откаты от строительных тендеров, а также неучтенные пожертвования от частных фирм, превышающие разрешенный лимит.
Барсенас добавил, что сведения, содержавшиеся в тетради, – лишь вершина айсберга, а публикация данных обо всех остальных операциях с участием ведущих членов партии, в том числе, премьер-министра Рахоя, вызовет бурю общественного негодования и даже может привести правительство к падению. Оппозиционная Социалистическая партия уже потребовала у правительства объяснений по поводу откровений экс-казначея, однако в Народной партии поспешили опровергнуть все обвинения в свой адрес.
Большинству экспертов смена правящей партии в настоящий момент кажется маловероятной. Действительно, случаи досрочной смены власти уже имели место в постфранкистской истории страны. Так, в 1996 году скандал, разразившийся вокруг "эскадронов смерти", созданных для уничтожения баскских террористов за рубежом, повлек за собой проигрыш на выборах социалистического правительства Фелипе Гонсалеса. Однако сейчас ситуация радикально отличается: экономическая ситуация по-прежнему остается тяжелой, причем, в таком положении вещей большинство испанцев по-прежнему склонно винить именно социалистов, проигравших на всеобщих выборах 2011 года, поэтому говорить об их скором возвращении в правительство пока рано.
Громкие коррупционные разбирательства потрясают Испанию регулярно. Так, в апреле этого года в центре скандала оказалась одна из дочерей короля Хуана Карлоса, инфанта Кристина. Она была вызвана на допрос в качестве свидетеля по делу своего бывшего мужа, бизнесмена Иньяки Ундаргарина, который, прикрываясь своей близостью к королевской семье, в период с 2003 по 2007 годы организовал многомилионные хищения через некоммерческий институт Noos, членом правления которого была и сама Кристина. Судебное разбирательство и последовавший за ним скандал вынудили Ундаргарина уехать в Вашингтон и прервать все отношения с королевской семьей, в том числе, со своей бывшей женой и детьми. В свою очередь, королевская семья удалила его профиль со своего официального сайта, а сам Хуан Карлос заявил, что "закон должен быть одинаковым для всех" – и репутацию монархии удалось спасти.
Хотя коррупционные скандалы вряд ли угрожают партии в целом, они способны нанести серьезный урон отдельным лицам, в зависимости от их степени вовлеченности в скандал. Политическое будущее Мариано Рахоя сейчас находится в прямой зависимости от того, насколько активное участие он принимал в махинациях и, что не менее важно, насколько весомыми будут доказательства. И хотя следующие всеобщие выборы должны пройти лишь в 2015 году, испанская и мировая пресса с интересом следят за развитием ситуации в Испании, причем, не только политической, но и экономической.
На данный момент Испания остается одной из самых проблемных стран Евросоюза — уровень безработицы там достигает 24%. Летом страна получает значительную часть за счет туризма — так, за три летних месяца 2012 года Испанию посетило 15,6 миллиона иностранных туристов. В туристическом секторе задействовано примерно 2,5 миллиона человек, что составляет больше 12% трудоспособного населения страны. Не исключено, что по окончании туристического сезона многие из них вновь останутся без работы, пополнив потенциальную базу протестно настроенного населения. К этому времени скандал вокруг казначейских махинаций может как остаться в прошлом, так и разгореться с новой силой.























































































