Отходы производства отравляют Нижегородскую область

В Нижегородской области бьют тревогу экологи. Там практически обмелели так называемые гудроновые озера. Это искусственные водоемы, которые создавались несколько десятилетий назад для хранения отходов нефтепроизводства. Сейчас они заражают почву и воду на десятки километров вокруг себя.

В Нижегородской области бьют тревогу экологи. Там практически обмелели так называемые гудроновые озера. Это искусственные водоемы, которые создавались несколько десятилетий назад для хранения отходов нефтепроизводства. Сейчас они заражают почву и воду на десятки километров вокруг себя.

Лежащие на берегу водоема клочки полиэтилена – остатки защитного покрова. Именно таким материалом было устлано дно, чтобы отходы не загрязняли почву, но с каждым годом озеро мелеет, а это значит, что отходы нефтепроизводства уходят в почву.

Назвать этот водоем озером можно только с натяжкой. По сути, это искусственно созданное хранилище отходов нефтепроизводства, в черных водах которого скрыта практически вся таблица Менделеева. Тут и кислоты, и свинец, медь, цинк, и даже алюминий. По последним отчетам экологов, воды озера могут угрожать водозабору, который питает водой город Дзержинск и поселок Гидроторф Балахнинского района.

Такие тревожные отчеты экологи отправляют администрации Балахнинского района, но там разводят руками. Кислый гудрон в Козинские леса начали свозить еще полвека назад. Тогда это было охраняемое сооружение, которое содержали сами заводы. Глава администрации Балахнинского района Николай Шильнов пояснил: "Нужно делать полную рекультивацию, делать проект рекультивации. Только проект стоит несколько миллионов рублей, а стоимость рекультивации трудно даже оценить. Я думаю, это несколько миллиардов рублей. Поэтому мы считаем, что это должна быть федеральная программа".

При этом, как утверждают чиновники, в хранилищах нет отходов ни одного балахнинского завода. Сейчас готовится большое письмо федеральному правительству о том, что Нижегородскую область отравляют 300 000 тонн кислых гудронов.

Между тем, из-за этого озера в Березовой пойме погибает лес. Главный специалист Балахнинского районного лесничества, государственный лесной инспектор Виктор Пузеркин рассказал, что несколько гектаров леса погибли в одночасье. Неподалеку находится дачный поселок "Березовая пойма". Участок Бориса Литянина – на его границе. Каждую весну грядки заливает вода с нефтяной пленкой. "Питьевой воды нет, яблони гибнут, вишня гибнет, слива гибнет", – рассказывает он.

Сейчас нижегородские природоохранные прокуроры проводят проверку того, кому принадлежат водоемы в Нижнем Новгороде и кто, соответственно, должен следить за их состоянием. Помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Сергей Гучин сообщил: "данные накопители приобрела фирма "Варя", которая в настоящее время ликвидирована. Так что данные пруды-накопители в данное время являются бесхозяйным имуществом".

Пока чиновники думают, как решить экологическую проблему, нижегородские химики разработали технологию переработки кислых гудронов. Уже создана лабораторная установка, в которой под действием высоких температур из отходов изготавливают битум и жидкое печное топливо. Профессор кафедры аналитической химии ННГУ им. Лобачевского, доктор химических наук Аркадий Зорин пояснил: "Порция, которая поступает в реактор, в доли секунды разлагается на те компоненты, которые нам нужны. Процесс происходит мгновенно". Осталось решить только одну проблему: что делать с пустыми чашами, которые остаются после осушения озер кислых гудронов.