Рыжков: для нас принципиален курс на объединение демократической оппозиции

Верховный Суд отменил свое решение пятилетней давности о ликвидации оппозиционной "Республиканской партии России". В эфире программы "Вести в субботу" Владимир Рыжков, сопредседатель партии народной свободы "За Россию без произвола и коррупции'' прокомментировал данное решение.

Верховный Суд отменил свое решение пятилетней давности о ликвидации оппозиционной "Республиканской партии России". В эфире программы "Вести в субботу" Владимир Рыжков, сопредседатель партии народной свободы "За Россию без произвола и коррупции'' прокомментировал данное решение.

- Григорий Явлинский остается во главе фракции "Яблоко" в заксобрании Петербурга, но за попадание в список кандидатов в президенты всей России ему теперь надо бороться в Верховном Суде. Но тот же самый суд в понедельник отменил свое же решение пятилетней давности о ликвидации другой оппозиционной силы – "Республиканской партии России". И сейчас на связи с нами лидер российских республиканцев, когда-то многолетний депутат-одномандатник Госдумы, а ныне профессор Высшей школы экономики Владимир Рыжков. Здравствуйте, Владимир Александрович.

- Добрый день.

- Владимир Александрович, что означает для вас это решение? Что происходит после этого?

- Я очень доволен решением Верховного Суда об отмене решения о ликвидации нашей партии, потому что Верховный Суд поступил в строгом соответствии с российским законом. Он выполнил решение Европейского Суда по правам человека, который признал ликвидацию республиканской партии нарушением статьи 11-й Конвенции по правам человека в Европе. Теперь возникла правовая коллизия. Минюст может попытаться продолжать настаивать, упорствовать на своем нарушении, которое установлено Европейским Судом. Но я буквально в ближайшие дни направлю письмо на имя Министра юстиции Александра Коновалова и попрошу его отозвать тот старый пятилетний иск и зарегистрировать "Республиканскую партию России".

- Значит, насколько я понимаю, вы пока для себя не решили, пойдете вы дальше в колонне Республиканской партии воссозданной, или в колонне "Парнас". Или я ошибаюсь?

- Нет, вы ошибаетесь. Для нас принципиально, принципиален курс на объединение демократической оппозиции. Полтора года назад мы объединились в "Партию народной свободы", частью которой стала "Республиканская партия России", поэтому после регистрации РПР мы объединим усилия на этой платформе и посмотрим – либо будет название "Республиканская партия", либо будет название "Партия Народной свободы". В любом случае мы пойдем дальше вместе.

- Теперь смотрите. Если взглянуть на состав участников митинга, например, на проспекте Сахарова, то согласно данным ВЦИОМ 28%, согласно данным партии "Яблоко", 38% тех, кто пришел на площадь, были сторонниками Григория Явлинского. Теперь Григорий Явлинский, ну, скажем так, подвис – пока неизвестно, как там решит, что Верховный Суд. И что в этой связи?

- Вы знаете, я думаю, что это, во-первых, политическое снятие, политическое, потому что у нас всегда объясняют подписями, но это чисто вот как, как оглобля – туда повернул, сюда повернул. Это снятие политического оппонента. Мы считаем, что это политическое решение властей, которые сняли Явлинского с выборов. И на наш взгляд, это еще больше делает президентские выборы сомнительными, потому что осталось всего пять кандидатов, почти как в Узбекистане. Чуров продолжает руководить системой избирательных комиссий, тех самых комиссий, которые фальсифицировали Думские выборы в декабре. Снятие Явлинского и сохранение Чуровской вертикали избирательных комиссий, на наш взгляд, делает эти выборы нелегитимными.

- Тогда вопрос. Вот при этой вашей позиции почему же тогда несистемную оппозицию мы не видели на прошедшем в четверг на этой неделе заседании так называемого открытого форума, где собрались системные партии, и туда приглашали несистемщиков, как раз того ради – открытой трибуны, да. Как раз чтобы обсудить прорехи, недостатки в избирательном законодательстве.

- Вы знаете, Сергей, когда Алексей Кудрин разговаривал с Владимиром Путиным о необходимости переговоров между властью и оппозицией, Владимир Путин сказал, что со стороны оппозиции должны быть уполномоченные представители. То есть люди, у которых есть мандат, люди, у которых есть поддержка. А кто такие люди, которые заседают сейчас в государственной Думе? Прекрасно известно, что они ничего не решают, ни на что не влияют, у них нет никакого мандата, ни от Путина, ни от Медведева. Поэтому тратить наше время на переговоры с людьми, которые ничего абсолютно не решают, мы не видим никакого смысла.

- Тем не менее, за них проголосовало несколько десятков миллионов человек. Как считать, но, наверно, все-таки на десятки идет счет. Последнее, пожалуй...

- Вы знаете, Сергей, конечно, за них голосовали люди. Но, по нашим подсчетам, у "Единой России" примерно 80-85% мандатов украдены за счет фальсификации. Поэтому представительность этих людей и их сторона как сторона переговоров нас совершенно не впечатляет. Вот вы знаете прекрасно, что 4 февраля состоится новое массовое шествие по Большой Якиманке, которое закончится митингом на Болотной площади. Там есть пять простых требований: прекратите политические репрессии, накажите фальсификаторов, примите демократическое законодательство и проведите новые выборы. Это не только наши требования, это сегодня требования огромного количества людей, которые выходят на улицы и площади российских городов.

- Но единого кандидата у вас пока нет?

- Я считаю, это достоинство нашего движения протестного, что у нас нет единого кандидата. Нас объединяет единая платформа. Это требование верховенства закона и демократических, честных выборов. Когда мы добьемся все вместе честных выборов в России, люди сами решат, кого они поддержат на этих выборах.

- Будем ждать. Спасибо. Владимир Рыжков был на связи с нашей студией.