Искусственный экстремизм: оскорбленные верующие избавили Россию от братьев Чепмен

Читать Вести в MAX
Прокуратура Петербурга планирует к среде завершить проверки, начатые по жалобам посетителей Эрмитажа выставки британских художников братьев Чепмен. Экспозиция открылась в конце октября и успела наделать немало шума. По словам заявителей, она оскорбляет чувства православных верующих.

Прокуратура Петербурга планирует к среде завершить проверки, начатые по жалобам посетителей Эрмитажа выставки британских художников братьев Чепмен. Экспозиция открылась в конце октября и успела наделать немало шума. По словам заявителей, она оскорбляет чувства православных верующих. Как бы то ни было, руководство Эрмитажа закрывать выставку раньше времени не планирует.

"Конец веселья" действительно положил конец эрмитажному веселью. В разгар празднования дня рождения главного музея страны началось расследование дела об экстремизме. В 117 заявлениях, написанных словно под копирку, главным экстремалом и экстремистом предстает Михаил Пиотровский.

Девять витрин, сверху они складываются в нечто, отдаленно напоминающее свастику. В них нацисты мучают нацистов. Огромный макет ада, десятки тысяч фигурок – пытки, оргии, разорванные тела, десятки Гитлеров разной степени сохранности – кто-то уже просто скелет. Крест, на котором распят макдональдсовский клоун и плюшевый мишка. Это просто междоусобная война, названная знаменитыми радикальными художниками, братьями Чепменами, "Чертовым адом". Политкорректный Эрмитаж перевел название по-другому. "Конец веселья" не рекомендуется к просмотру гражданам младше 18 лет и выставляется в новом крыле музея, арке генштаба.

"Почему бы им не издеваться над святынями иудаизма или ислама? Как бы они отреагировали на это? Другое дело, если бы Пиотровский повесил это у себя в спальне, но это общественный музей", — негодует руководитель пресс-службы общественной организации "Профсоюз граждан России" Дарья Дедова.

Свастики и крест с клоуном стали предлогом для написания сотни заявлений в прокуратуру. Оскорбленные общественники клянут директора Эрмитажа. Он, доктор исторических наук и председатель союза музеев России, взял на себя право вынести решение – инсталяции Чепменов – не просто произведения, а произведения искусства.

"Он открыто показал, что ненавидит нашу страну, присвоив себе право определять, что есть искусство, а что нет", — считает представитель общественного движения "Народный собор" Анатолий Артюх.

Сотрудники Эрмитажа теперь оправдываются. Экстремизма в произведениях Чепменов они так и не обнаружили. Да и откуда ему взяться в масштабнейшей антинацистской инсталляции. Очень жесткой, злой, и все же подчеркнуто антифашисткой. Посетители не поняли контекста. Традиционный библейский сюжет — Христос на кресте, получается, искусство, а крест просто как средство казни – уже нет.

"Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть. В прокуратуру поступило много жалоб. Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдональдсовский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты", — обрисовал свое видение ситуации директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Читайте таблички, советуют музейщики. Под каждым экспонатом есть исчерпывающие объясненич, исключающие разнотолки. Вот и сотрудники прокуратуры в Эрмитаж уже наведались. Пока экстремизма у радикалов Чепменов тоже не обнаружили. Впрочем, и на письмо Михаила Пиотровского с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующих нормальной деятельности как музея, так и прокуратуры, ответ тоже не получен.

Художника обидеть может каждый. Братья Чепмены, как они выразились, крайне расстроены обвинениями в крайних взглядах. Они уже принесли прокурору, назначенному расследовать дело об экстремизме свои, опять же в кавычках, экстремальные извинения. И добавили, что в Россию они больше ни ногой. Всего сто с лишним заявлений кажется сформировали мнение мирового художественного искусства о многомиллионной стране.