Голландская инновация. Реплика Максима Соколова


EPA

Читать Вести в MAX
Королева Нидерландов Беатрикс, достигнув 75 лет, объявила об отречении от престола. Ей наследует сын, 45-летний Виллем-Александр. В Нидерландах отречение монарха по достижении им пенсионного возраста есть уже устойчивый обычай. Мать Беатрикс также отреклась от престола в пользу дочери в 1980 году.

Королева Нидерландов Беатрикс, достигнув 75 лет, объявила об отречении от престола. Ей наследует сын, 45-летний Виллем-Александр. Отречение монарха от престола вообще вещь достаточно необычная, как правило, связанная с довольно неприятными обстоятельствами — и хорошо, если только с изгнанием бывшего монарха на чужбину и, как правило, с упразднением самой монархии. Как случилось с австрийским императором Карлом I отрекшимся в 1918 году, или германским императором Вильгельмом II, который, отрекшись в том же 1918 году, бежал, кстати, в ту же Голландию, где прожил частным лицом до 1940 года. Это еще ничего, нам известно, что судьба Николая II, отрекшегося в марте 17-го, была не в пример страшнее.

Но в Нидерландах все гораздо более мирно, и отречение монарха по достижении им, скажем так, пенсионного возраста, есть уже устойчивый обычай. Мать Беатрикс королева Юлиана также отреклась от престола в пользу дочери в 1980 году, будучи к тому времени 71 года от роду.

Так же поступила и венценосная бабка Беатрикс королева Вильгельмина. В 1948 году, будучи 68 лет от роду, она отреклась от престола в пользу Юлианы. Надо учесть, что в нынешней Нассауской династии всего лишь шесть монархов, три из которых, Вильгельмина, Юлиана и Беатрикс отреклись от престола, никакими тяжкими обстоятельствами не принуждаемые, но всего лишь по достижении пенсионного возраста. Как сказал бы чукча, "Тенденция, однако".

Царь Александр Благословенный (кстати, состоявший в близком свойстве с нидерландской династией, его родная сестра Анна Павловна стала женой нидерландского короля) усмотрел бы в таком обычае воплощение его мечтаний. К концу жизни, тяготясь своим венцом, он говорил: "Я отслужил 25 лет, солдатам после такой службы дают отставку". В Голландии это стало реальностью.

Необычность такой практики в том, что обыкновенно квалифицирующим свойством монархии — хоть наследственной, хоть выборной — является пожизненное несение царственных полномочий. Они могут быть реальными и обширными, могут быть скорее чисто символическими, но принято, что их прекращает только смерть. Корона монарха снимается только вместе с головой. Нидерландский же опыт здесь стоит совершенно особняком.

Возможно, здесь сыграли свою роль чисто практические соображения. До XX века вопрос был лишен остроты, потому что не только подданные монархов, но и венценосные особы жили не очень долго. Екатерина II, царствование которой казалось очень долгим, умерла всего лишь 67 лет от роду. Ее внук Николай I, тоже правивший немало, умер, не дожив и до 60 лет. В более ранние эпохи царственные особы отличались еще большей недолговечностью. А значит, их наследники вступали на престол когда вовсе детьми, когда молодыми, когда в цвете лет, но стариками — практически никогда.

Успехи медицины и гигиены в XX веке привели к тому, что общая продолжительность жизни весьма возросла, в царствующих домах возросла тем более, что порождает ловушку геронтократии. Ее мы видим в Великобритании, где прямой наследник принц Уэльский Чарльз все более дряхлеет, тогда как царствующая королева вполне бодра, дай ей Бог еще много лет жизни. Это уже не говоря о монархиях Персидского залива, где 80-летнего короля сменяет 80-летний принц. Гонки на лафетах в чистом виде.

Очевидно, царствующий дом Нидерландов, желая избежать таких гонок, решил принципиально изменить порядок вещей. Возможно, в какой-то мере это даже неизбежно. Монарх имеет право на заслуженный отдых — такая вот голландская инновация.