"Специальный репортаж": Кремниевая долина

Кремниевая долина – это маленькие зеленые городки к югу от Сан-Франциско. На первый взгляд жизнь здесь течет спокойно и размеренно. Но за скромным фасадом скрывается самое крупное в мире скопление высокотехнологичных компаний. Их совокупная стоимость превышает триллион долларов.

Кремниевая долина – это маленькие зеленые городки к югу от Сан-Франциско. На первый взгляд жизнь здесь течет спокойно и размеренно. Но за скромным фасадом скрывается самое крупное в мире скопление высокотехнологичных компаний. Их совокупная стоимость превышает триллион долларов.

"Это карта памяти совсем как обычная. Вы кладете ее в свой фотоаппарат и получаете размер памяти на 4 или 8 гигабайт. Затем вы снимаете фото и видео, сколько хотите, а когда приходите домой вам остается лишь включить вашу камеру, и ваши фотографии сразу же окажутся в вашей папке в Интернете, к примеру, на Facebook (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), – показывает Рандхир Виера, директор по маркетингу компании Eye-Fi.

Вот так выглядит типичный стартап Кремниевой долины. Начинающая фирма. Таких здесь тысячи и все рассчитывают хоть немного дотянуться до Microsoft и Apple. Когда-нибудь. Ну а сейчас гордятся первыми клиентами и возможностью работать по 20 часов в сутки в собственном офисе.

"У нас было что-то вроде гаража вначале. Небольшой закуток на лакокрасочной фабрике. Мы хотели изобрести технологию, которая стала бы хорошим решением для нас самих. Исходили из следующего: стали бы мы покупать это сами, будь мы потребителями", – говорит Ювал Корен, основатель компании, генеральный директор по производству Eye-Fi.

Кремниевая долина – это маленькие зеленые городки к югу от Сан-Франциско. На первый взгляд жизнь здесь течет спокойно и размеренно. Типичная одноэтажная Америка. Но за скромным фасадом – самое крупное в мире скопление высокотехнологичных компаний. Их совокупная стоимость превышает триллион долларов.

Полупроводники в 60-е годы, компьютеры – в 70-е, Интернет – в 90-е и Интернет 2.0 – в 2000-е. Что станет следующим "кремниевым" прорывом зависит, в том числе, и от удачливости отдельных новаторов. Не зря это место называют "Голливудом для ученых".

"Это действительно увлекательно. Изобрести что-то суперсовременное и стоящее, найти свою нишу — огромный шанс! И это просто, когда ты здесь, в Кремниевой долине. Здесь можно услышать разные точки зрения, встретить людей со всего мира", – поясняет Ювал Корен, основатель компании, генеральный директор по производству Eye-Fi.

Этот стартап основали четверо иммигрантов из Израиля, Турции и Белоруссии. До своего проекта они трудились в крупных компаниях, где и познакомились. Для долины это типичный сценарий.

"Все всегда зависит от людей. Это должна быть команда, заслуживающая доверия. Команда, увлеченная своим делом и жаждущая успеха", – считает Никола Корзин, представитель фонда "Стая Ангелов".

Никола Корзин работает со стартапами уже 16 лет. Она — из "Стаи инвесторов-ангелов". Это те, кто готов поверить в идею и вложить в нее от 500 тысяч до миллиона долларов, когда еще ничего кроме бизнес-плана нет.

"Это очень высокий риск – самый высокий из возможных! Вы можете потерять деньги, а не заработать. Но здесь это в порядке вещей, потому что все рискуют из любви к игре, а не ради финансовой выгоды", – объясняет Никола Корзин.

Статистика Кремниевой долины гласит: из 100% новых идей финансирование получают 10%, и лишь 1% сделают готовый продукт. Шансы же на крупный успех имеет лишь одна идея из тысячи.

Альма-матер Кремниевой долины – Стэнфордский университет, профессора которого в 30-е годы прошлого века предложили молодым ученым основывать собственные компании прямо здесь. Первыми свою компанию основали студенты Стэнфордского университета Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард – прямо в гараже. На этом месте, как принято считать, и родилась Кремниевая долина. Отсюда и популярный до сих пор в технопарке термин "гаражные компании". Мало денег, много энтузиазма – выведенная 70 лет назад формула для стартапа работает до сих пор.

"Самая важная вещь – это не бояться провала. У меня было много провалов, но, к счастью, были и крупные удачи. Вы не можете всегда двигаться правильно. Я долго учился, как отбирать людей, как понимать рынок. Это очень важно – уметь соединить технологии и построение компании", – уверен Вильям Миллер, почетный профессор Стенфордского университета, предприниматель.

Свой последний стартап он запустил недавно, вскоре после того, как отметил 83-летие. Ученый-физик, инженер, почетный профессор Стэнфордского университета, предприниматель – доктор Вильям Миллер здесь человек-легенда. Он стоял у истоков Кремниевой долины, теперь консультирует создателей технопарков по всему миру.

"Ко мне приходят как минимум три раза в год. Многие пытаются создать свои Кремниевые долины и достигают успеха: Тайвань, Китай, Индия, Бразилия", – говорит Вильям Миллер.

По словам профессора, атмосфера, буквально пропитанная новыми идеями, появляется там, где есть научные центры, венчурный капитал и сильный запрос на инновации, в частности, со стороны государства.

В 50-е годы, на которые и пришелся бурный рост Кремниевой долины, здесь появилась мощная система госзаказов. В полупроводниковой отрасли, которая и дала название этому региону, они составляли 70%. В 60-е годы госзаказы поддерживали 94% рынка микрочипов, которые положили начало компьютерной индустрии. Позднее Министерство обороны США на 100% профинансировало разработку компьютерной сети, которая впоследствии стала глобальной сетью Интернет. До сих пор более 50% научно-исследовательских и конструкторских работ в Кремниевой долине финансируются государством.
Легенда Кремниевой долины гласит, что стартапы рождаются в гаражах. Но российские предприятия стартуют на кухне. Так 4 года назад появился и Grid Dynamics. Сейчас это один из лидеров Кремниевой долины в так называемом "облачном программировании". Теперь у них просторный офис в Санта-Кларе с собственной кухней, где поят чаем клиентов – представителей мировых гигантов.

Технологии Grid Dynamics помогают растягивать сайты и виртуальные сети в зависимости от количества посетителей, а затем сужать их: это позволяет клиентам экономить ресурсы.

"Мне было очевидно, что Интернет развивается таким образом, что будет агрегация сложных компьютерных систем. Вторая волна Интернета — интернет 2.0 – приводил к таким сложным структурам, которые люди не умеют строить", – объясняет Виктория Лившиц, основатель фирмы Grid Dynamics.

Виктория Лившиц приехала сюда из Москвы в середине 90-х годов. Работала в крупной компании, наблюдала за рынком – его в то время начали захватывать китайские и индийские программисты дешевизной своих услуг и своим количеством.

"Мне нужны были очень сильные инженеры. И я готова была брать умных, молодых, амбициозных, контексту я готова была научить сама. И тут я поняла, что самые лучшие люди – в России", – признается Виктория Лившиц, основатель фирмы Grid Dynamics.

Сейчас Grid Dynamics – главный работодатель в Саратове, 250 из 300 сотрудников компании трудятся в российском филиале. Там же, в местном университете, они растят себе кадры. И совсем уже взрослый стартап теперь сам опекает начинающих. Пока все, что у них есть — это пара ноутбуков и идея. Но какая! По словам изобретателей, им настолько удачно удалось скрестить "лампочку Ильича" и нанотехнологиии, что в итоге получился прототип энергосберегающей лампы нового поколения.

"Она станет в 8-10 раз дешевле, в 100 раз надежнее, увеличится продолжительность жизни в 5 раз", – обещает изобретатель Дмитрий Шутов.

Grid Dynamics поделился со своим подопечным не только жилой площадью, но и телефонами потенциальных инвесторов. Убедить их в ценности своей идеи изобретатели должны меньше чем за минуту.

Они, как и многие здесь, стартуют практически с нуля. И если проект окажется успешным, сколько прибыли в итоге получат сами предприниматели? На каждом этапе финансирования компания расстается с 20-25% своего бизнеса. На первые тесты и доработку идеи получают деньги от семьи и друзей, а также мелких инвесторов-ангелов – за это они получают долю в компании. Конкретный продукт появляется на средства фондов ангелов-инвесторов. Еще минус 20-25%. И столько же в дальнейшем уходит венчурным капиталистам, которые финансируют раскрутку и продвижение. От 5 до 20% вознаграждения – управляющей компании, которая вела фирму к успеху. Самому предпринимателю достается не более 7-8% прибыли. Но он может получить гораздо больше – 10%, 15%, 20% – если повезет договориться сразу с крупным венчурным фондом.

"Обожаю разговаривать с сумасшедшими учеными. У них гениальные идеи. Но откуда они знают, как компанию построить?" – говорит Александра Джонсон, управляющий директор венчурного фонда.

Александра Джонсон возглавляет российско-американскую венчурную группу, которая может вложить в гениальную идею несколько миллионов долларов. По словам Александры, высокотехнологичные проекты растут не быстрее, чем эта березка за окном. Как минимум 10 лет. В приоритете у венчурных капиталистов – интернет-услуги, программное обеспечение, альтернативные виды энергии и биотехнологии.

"Мы рассматриваем все проекты, которые к нам приносят. И есть предприниматели, которые построили не одну успешную компанию. И с ними надо постоянно быть на связи. Вдруг что-то еще изобретут?" – рассказывает Александра Джонсон.

Катя Стесин как раз и есть тот самый предприниматель, с которыми лучше всегда быть на связи. Эта компания, которая занимается инновационными системами перераспределения интернет-трафика, уже третий ее проект.

"Энтерпренеры – это люди которые не сдаются, готовы начать все заново. Даже если прошлый почин не удался", – заявляет Катя Стейсин, основатель компании "Разум".

У москвички Кати работают американцы, индийцы, корейцы и белорусы. Они запустились в сентябре – и успешно. Но как только компания наберет высоту, Катя выйдет из игры – на новый старт. Это называется серийное предпринимательство.

"Русские и американцы похожи в широте души. И русские люди, выросшие в начале перестройки, они предприимчивы. В русском менталитете есть такое – взять на себя риски", – поясняет Катя Стейсин.

Наверно, поэтому в Кремниевой долине так часто звучит русская речь. Как минимум, четверть лучших мозгов технопарка – это выходцы из России и стран СНГ. Самый известный из них — основатель компании Google Сергей Брин. В 1998-м году это был гаражный стартап. Теперь – целый город. Со своими правилами.

"Don't be evil. Что значит быть открытым, не иметь задних мыслей", – говорит Михаил Фрумкин, инженер Google.

Все крыши зданий и даже навесы над гаражами покрыты солнечными батареями. Езда на велосипедах приветствуется. На работе можно поспать, можно вообще не прийти в офис.

Если Кремниевая долина – "Голливуд для ученых", то Google, несомненно, один из кумиров на этой высокотехнологичной "фабрике звезд". Тот самый стартап, которому удалось стать одним из тысячи. Но их многочисленных последователей такие цифры, похоже, не пугают. Ведь неудачником в Долине считается не тот, кто проиграл, а тот, кто не решился использовать свой шанс.