Концерт для Березовского с оркестром прозвучал в Москве

Читать Вести в MAX
Новое произведение композитор Игорь Райхельсон посвятил пианисту Борису Березовскому. Премьера произведения была задумана четыре года назад. Игорь Райхельсон торопился на концерт во Францию послушать трио, в составе которого играл Борис Березовский, но опоздал.

Новое произведение композитор Игорь Райхельсон посвятил пианисту Борису Березовскому.

Премьера произведения была задумана четыре года назад. Игорь Райхельсон торопился на концерт во Францию послушать трио, в составе которого играл Борис Березовский, но опоздал. Поезд виноват. В результате пианист и композитор встретились в одном из французских кафе, ночью, уже после концерта. У них появилась идея – недописанный концерт Райхельсона для фортепиано с оркестром сочинить по-новому, с поправками Березовского.

С Юрием Башметом Игорь Райхельсон познакомился раньше. Их знакомство началось с джаз-сюиты, исполненной Башметом и Бутманом на фестивале, проходящем на итальянском острове Эльба.

За 10 лет Юрий Башмет дирижировал и солировал во многих российских премьерах композитора. В 2003 году он сыграл адажио Райхельсона в престижном американском Карнеги-холле. Шесть лет спустя Башмет повторил это адажио в фильме Сергея Соловьева "Асса-2".

Сочетание на афише трех имен гарантировало интерес публики. Но музыканты всё равно волновались.

"Всегда первое исполнение имеет какую-то степень риска, но зато имеет степень свежести, которой трудно добиться в последующем. Премьера – это особенная ситуация", – говорит художественный руководитель оркестра "Новая Россия" Юрий Башмет.

Игоря Райхельсона называют неоромантиком, но корни его в джазовой музыке. В начале своей карьеры он организовал джаз-квартет "Восходящие звезды" и гастролировал с ним по всему Советскому Союзу. И этот концерт, как и другие произведения композитора, сross-over, что значит "на перекрестке разных стилей".

"Очень интересная судьба: смесь джаза и русской классики – двух главных влияний в его жизни. Я, естественно, тоже обожаю русскую классику и люблю джаз", – отметил пианист Борис Березовский.

Березовский специально попросил Райхельсона написать скерцо, в котором оркестр отдыхает, а работает только пианист.

В конце концерта – не дежурное "спасибо". Признание Юрия Башмета в любви своему оркестру. И признание Игоря Райхельсона своей счастливой судьбы: "Меня играют, меня издают. Я – счастливый композитор. Это не значит, что у меня и музыка счастливая, но в плане профессиональном, я чувствую себя счастливчиком!"

Безусловно, это его счастье, что когда-то темной ночью во Франции композитор встретил Бориса Березовского, которому и посвятил этот концерт.