В июне Министерство культуры России объявило конкурс на очередной этап восстановления уникального иконостаса, и победу снова одержали смоленские реставраторы, с которыми заключен новый государственный контракт. Министр культуры России Александр Авдеев посетил главную святыню Смоленска вовсе не для того, чтобы убедиться, как соблюдаются условия госконтракта – для этого создано достаточно контролирующих структур. Александр Алексеевич не скрывал своего восхищения: "Мастерство картин, икон в соборе имеет всемирное значение. Архитектурно собор тоже идеально сделан. Ну и, конечно, поражает икона Смоленской Божьей матери. Все, соединенное воедино – и архитектурный замысел, и живопись, и сакральный смысл икон – делает собор просто уникальным.
Иконостас Успенского кафедрального собора впервые за последнее столетие сияет во всем великолепии. Его высота – 28 метров, ширина – 34 метра. Царские врата предстали в своем первоначальном облике – реставраторы вернули иконостасу утраченный фон из серебра и белого золота вместо синей подложки, а само золочение резьбы проводится на полимент. Эта древняя технология с ее особыми секретами. Мастера смешивают глину с яичным белком, затем смачивают ее русской водкой и соблюдают массу других тонкостей. Руководитель ремонтно-реставрационных работ Александр Дубровский рассказал о некоторых особенностях: "На это место укладывается лист золота и по мере высыхания все полируется специальными "зубками". Эти инструменты так называются оттого, что раньше для этих работ использовали зубы медведя, клыки медведей. Сейчас это уже агатовые "зубки". Таким образом, все это вполировывается в полимент , и золочение приобретает очень изящный и красивый вид".
Для ценителей живописи настоящим открытием стали отмытые и очищенные от вековых наслоений иконы. Эти великолепные образцы живописи XVIII века опровергают миф о том, что в России в эпоху барокко рождались только шедевры канонической иконописи. Теперь искусствоведы говорят о том, что эти картины на евангелистские сюжеты не уступают великим фламандцам и голландцам. Член Союза художников России, искусствовед Владимир Аникеев рассказал: "Я, например, называю Успенский собор смоленским Эрмитажем. Исследователи из Москвы и Питера говорят о том, что смоленским иконам они не могут найти аналогов!"
А вскоре роскошный иконостас кафедрального собора опять оденется в строительные леса. Проведенные работы позволили открыть его для освящения Патриархом и для того, чтобы смоляне и туристы смогли полюбоваться его великолепием. Но реставрация будет продолжаться. Иконы нужно покрывать лаком, добавлять взамен утраченных новые детали резьбы, продолжать золочение. На это потребуются не только месяцы, но и годы.