Эксперт: прогрессивное налогообложение в России неизбежно

Для обозначения мировой элиты сегодня используется термин "золотой миллиард". Кто в него входит и что будет с теми, кто не относится к этой группе? Об этом в эфире "Утра России" рассказала руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская.

Сегодня все больше говорят об относительно новой фазе мирового развития, глобализации. На этом фоне складывается и новое сообщество – так называемый "золотой миллиард" или мировая элита. Что это такое, кто входит в эту группу и что будет с теми, кто к ней не относится, в эфире "Утра России" рассказала руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская.

"Есть известная триада: деньги, власть и слава. Индексный подход позволяет объединить эти три вещи в одну группу, которую можно назвать мировой элитой, – пояснила она. – Удельный вес россиян в этой группе пока не очень большой, пока только за счет богатства". По словам эксперта, представители российского руководства могли бы претендовать на то, чтобы войти в этот "золотой миллиард" просто потому, что это люди очень известные и власть имущие. "Но в основном россиян воспринимают как людей очень богатых, сверхбогатых", – подчеркнула Ольга Крыштановская.

Сам термин – "золотой миллиард" – появился в конце восьмидесятых годов прошлого века, однако до сих пор разрыв между богатыми людьми и всеми остальными так явственно не ощущался. На вопрос о том, может ли элита стать надправительственным органом управления в мировой экономике, Крыштановская отметила, что такая тенденция есть. "Из-за того, что есть глобальная экономика, есть оффшорные зоны, группа сверхбогатых уже не принадлежит отдельной стране, – пояснила эксперт. – Они – люди не национального государства. Если они объединятся и поставят задачу стать сверхгосударственным органом, в принципе, это возможно".

Ольга Крыштановская отметила также, что в странах, где богатство имеет давнюю историю, состоятельные люди считают своим долгом быть людьми респектабельными и тратить большую часть своих средств на благотворительность. В России, по ее словам, такая практика не очень распространена.

"Прогрессивное налогообложение было бы выходом, – считает эксперт. – Но в российском правительстве, когда отказывались от прогрессивного налогообложения, имели следующую логику: надо дать людям возможность зарабатывать, чтобы молодой класс нашей буржуазии как-то устоялся". Этот процесс укрепления, по мнению Ольги Крыштановской, может занять еще 10-15 лет. "Но я думаю, что прогрессивное налогообложение неизбежно, потому что только оно восстанавливает социальную справедливость хоть в какой-то степени", – заключила эксперт.