Новая жизнь старого кино

В Москве открывается фестиваль архивного кино, на котором будут показаны картины, которые не демонстрировались более полувека. В последние годы старые фильмы стали переносить на цифровые носители.

В Москве открывается фестиваль архивного кино, на котором будут показаны картины, которые не демонстрировались более полувека. Организатор фестиваля – Госфильмфонд России, где хранится почти все игровое отечественное кино. Это миллионы коробок с пленкой. В последние годы старые фильмы стали переносить на цифровые носители.

С фильма о бунтовщиках "Понизовая вольница, или Стенька Разин", снятом в 1908 году, начался российский кинематограф. Всего шесть немых минут – о любви, верности и долге. Массовые сцены, общие планы и частые интертитры – без них сюжет никто бы не понял.

В Госфильмофонде хранятся почти все игровые фильмы, которые снимали или показывали в России и СССР. Миллион коробок с пленкой содержат в особых условиях. В хранилище температура составляет всего 4 градуса, влажность – 30 процентов, воздух проходит двойную фильтрацию. Начальник отдела хранения Госфильмофонда Татьяна Кухтина пояснила: "Впервые применены такие стеллажи, они называются "ёлочка". Благодаря им, между коробками появляются зазоры. Воздух может обдувать пленку со всех сторон".

Раз в три года пленку пересматривают. Если надо – подклеят, если надо – почистят: ультразвуком, мылом и щетками. Для этого есть специальные цеха. В день через агрегаты проходит около полутора тысяч метров пленки, и это не только борьба с загрязнениями. В результате на пленке затягиваются царапины и потертости.

Для того, чтобы о таких проблемах забыть, фильмы переносят на цифровые носители. За четыре года так оцифровали около 100 картин, и это лишь одна десятая процента от всей коллекции Госфильмофонда. Все как в обычном сканере, только вместо бумаги кинопленка. Цифровые копии последовательно создаются для каждого кадра. Начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов Госфильмофонда Владимир Котовский рассказал: "Кадр не просто протаскивается – он останавливается и фотографируется. Скорость сканирования черно-белого кино – 12 кадров в секунду, цветного – 5-6 кадров".

То, что отсканировано, поступает на сервер и кропотливо обрабатывается на компьютерах. Последняя работа реставраторов – музыкальная постановка "Земля молодости". Ее специально подготовили к фестивалю "Белые столбы", который начнется 1 февраля. Снята картина в 1941 году в стереоскопическом формате. По сути, это первый отечественный трехмерный фильм. Тогда, в 1940-х годах, такое кино зрители смотрели без специальных очков. Это позволяли сделать специальные растровые экраны. Теперь таких нет, поэтому все красоты стереокино здесь воплотили в формате 3D.

Другой пример – фильм, который тоже покажут на предстоящем фестивале. Это первое в мире панорамное кино "Опасные повороты" – лента о мотоциклах, интригах и молодости. В последний раз ее смотрели полвека назад в специальных кинотеатрах. Теперь таких тоже нет. Благодаря оцифровке, сегодня этот фильм можно увидеть и на обычном экране. "Он снимался на три камеры – центральную, левую и правую. В Госфильмофонде остались исходные материалы, и мы соединили их в один кадр", – пояснил Владимир Котовский.

После реставрации фильмы записывают на специальные картриджи, но пока – с недоверием. Если пленка свою надежность доказала, то цифровые носители проверку временем еще не прошли.