Коновалов: судьями должны становиться представители всех юридических профессий

Читать Вести в MAX
Накануне конференции в Петербурге прошел показательный опрос общественного мнения от негосударственного "Левады-центра". 52% россиян доверяют российской судебной системе. Но и все 43% скорее или совершенно ей не доверяют. Что делать? Этот вопрос был задан главе Минюста Александру Коновалову.

Накануне конференции в Петербурге прошел показательный опрос общественного мнения от негосударственного "Левады-центра". 52% россиян полностью или скорее доверяют российской судебной системе. Но и все 43% скорее или совершенно ей не доверяют. Что делать? Этот вопрос был задан главе Минюста Александру Коновалову.

- Здравствуйте, Александр Владимирович.

- Здравствуйте.

- Александр Владимирович, день, когда на конференции выступал президент, появился президентский указ, который гласит о том, что вашему министерству поручен мониторинг за тем, как исполняются решения Конституционного суда России и Европейского суда по правам человека. А как этот мониторинг будет работать?

- К этому указу дело шло давно, мы выступали инициатором его издания. Работать в итоге будет просто. Мы будем аккумулировать источники информации, которые позволяют составить квалифицированное, подчеркну, представление о том, как в России работает или не работает закон. Это, в частности, и судебная практика, в том числе практика Европейского суда по правам человека, и Конституционного суда России, это административные решения, решения судов российских.

Это к тому же, безусловно, мнение юристов, которые занимаются частной практикой, мнение ученых, мнение структур гражданского общества, средств массовой информации.

Наша задача свести воедино все эти источники, сделать из них необходимую выжимку, представить к концу года доклад президенту о том, какие коррективы в российское законодательство и практику его применения необходимо внести.

- Ну, а какие могут быть способы достижения этого? Вот мне приходилось в эти дни в канун вашей конференции читать, например, о таком предложении, чтобы судей набирать и откуда-то еще помимо, собственно, юридической сферы. Это действительно возможно?

- Это одна из идей, но идея достаточно экзотическая. Не факт, что мы к ней придем достаточно скоро. Что касается рекрутирования судей, то здесь надо говорить о том, чтобы в число кандидатов в судьи попадали представители разных юридических профессий: и адвокаты, и нотариусы, и ученые, и бизнес-консалтеры, и медиаторы. Это широкий спектр, который позволит сделать работу судов более эффективной.

- Это функция Минюста, прежде всего, или дело в сотрудничестве наших трех верховных судов? Кто будет решать эту задачу?

- Сегодня Министерство юстиции не обладает таким огромным спектром в сфере законотворчества, как это было когда-то, в том числе во времена Советского союза. Может быть, и слава Богу, может быть, и не нужно это воспринимать за образец. Другое дело, что повышать роль министерства в обеспечении качественной юридической техники законопроектов, в проведении своевременной юридической экспертизы – это дело вполне актуальное и насущное.

- Как вы относитесь к предложению о том, чтобы, как и в других странах, российское Министерство юстиции объединилось с Генеральной прокуратурой, и эти два ведомства превратились в одно?

- Вряд ли вы получите от меня совершенно объективный ответ, потому что мой взгляд вполне прокурорский. Я 13 лет отработал в прокуратуре, ничего дурного об этой системе не скажу. Но если говорить серьезно, я убежден в том, что независимость российской прокуратуры, её централизованная вертикаль, которая не подчиняется никому кроме генерального прокурора, это, безусловно, достояние нашей правовой системы, нашей правовой цивилизации. Жертвовать этим достоянием не стоит так вот скоропалительно и поспешно. Другое дело, что более адекватно определить миссию прокуратуры, наверно, необходимо с учетом реалий сегодняшнего дня.

- Александр Владимирович, в таком случае я не удержусь от такого вопроса. Многие мои коллеги прочат вас в новые генеральные прокуроры. Не обязательно в качестве министра юстиции, который будет также генеральным прокурором, а в отдельные генеральные прокуроры. Приходилось ли вам самому об этом читать в газетах? Как вы относитесь к этому слуху, наверно?

- Я к этому отношусь как к разновидности спорта, который очень популярен в нашей стране. Никаких конкретных предложений я на этот счет не получал и никакими конкретными мыслями на этот счет не располагаю.

- Ну, что же, спасибо. Александр Коновалов, Министр юстиции России, один из организаторов международной правовой конференции, форума в Санкт-Петербурге был на связи с нашей студией.