В море вышел первый китайский авианосец, переделанный из "Варяга"

Первый китайский авианосец вышел в море. Корабль водоизмещением 60 тысяч тонн проходит короткие ходовые испытания, после чего вернется в порт Далянь для завершения монтажных работ. Одновременно Китай разрабатывает самолёты палубной авиации. Они также проходят испытания.

Первый китайский авианосец вышел в море. Корабль водоизмещением 60 тысяч тонн проходит короткие ходовые испытания, после чего вернется в порт Далянь для завершения монтажных работ. Одновременно Китай разрабатывает самолёты палубной авиации. Они также проходят испытания.

У корабля пока нет имени. Вероятнее всего его назовут "Ши Лан" в честь китайского полководца. Он переделан из советского авианесущего крейсера "Варяг", который является аналогом российского тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Строительство "Варяга" началось в конце 1980-х годов.

После развала СССР "Варяг" оказался собственностью Украины. В 1998 году недостроенный крейсер по цене металлолома за 20 миллионов долларов купил Пекин. Изначально предполагалось, что из "Варяга" сделают плавучее казино. Позже планы Китая на авианосец изменились.

В любом случае, появление у Китая авианосца уже серьезно встревожило страны Тихоокеанского бассейна – корабль может спровоцировать гонку вооружений на море. В Пекине не скрывают, что хотят нарушить безусловное военно-морское превосходство США. В настоящее время авианосцами обладают ВМФ всего 5 стран – России, США, Индии, Бразилии и Таиланда.

Вероятнее всего бывший советский ТАКР "Варяг" получит на вооружение самолеты, скопированные с российских Су-27 корабельного базирования. Китайским партнерам достаточно заполучить одну-две машины, максимально напичканные электроникой и современными вооружениями, чтобы разобрать их и научиться строить самостоятельно.

Самый громкий скандал связан с копированием Китаем российской военной техники возник в 2009 году, когда в Китае взлетела копия российского истребителя Су-27, который, с одной стороны, поставлялся Китаю в начале 90-х годов, с другой стороны, в 1996 году был подписан контракт на производство в Китае по лицензии двухсот самолётов Су-27 из российских комплектов. В Китае было собрано 95 крылатых машин, потом Китай отказался от продления контракта. Как считают специалисты, это было связано именно с учётом успехов своей собственной программы.

Позже Китай заинтересовался более современным самолетом Су-33, тем более, что у китайских конструкторов возникли технические проблемы с созданием складывающегося при посадке крыла для палубного самолета.

Тяжёлые авианесущие крейсера строились в СССР, начиная с 1970-х годов. Это "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков" и "Адмирал Кузнецов". "Ульяновск" и "Варяг" не удалось достроить из-за распада страны.

В мае 2010 года появились одни из первых фотографий Китайского палубного истребителя Shenyang J-15 базирующегося на прототипе Су-33 (опытный самолет Т10К советских времен) который был куплен Китаем у Украины.

В апреле 2011 Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей "Варяга", Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй своих ВМС.