В Екатерининский дворец Царского села после реставрации вернули люстру работы Манегетти. Бронзовая люстра заняла историческое место в Лионском зале – гостиной императрицы Марии Александровны. Реставрация длилась полгода, восстанавливали люстру 10 мастеров – литейщики, позолотчики, ювелиры.

В Екатерининский дворец Царского села после реставрации вернули люстру работы Манегетти. Бронзовая люстра заняла историческое место в Лионском зале – гостиной императрицы Марии Александровны. Реставрация длилась полгода, восстанавливали люстру 10 мастеров – литейщики, позолотчики, ювелиры.

Это не первый переезд для люстры из Лионского зала, но впервые драгоценный светильник перевозят так аккуратно. Медальоны, подсвечники и позолоченные цветочные гирлянды – реставраторы лично проверяют коробки и несут их в грузовик. В пути, кстати, тоже будут следить за деталями именно они.

Люстра – блокадница. В подвалах Исаакиевского собора провела все 900 дней. Решение об эвакуации работы Манегетти, как одной из самых уникальных, приняли уже на второй день войны. Причем, демонтировали подсвечник весом в семьсот килограммов женщины. Те из музейных работников, кого не призвали на фронт.

"Ее хорошо сохранили, но многие детали были погнуты и поломаны. Это говорит о том, что ее очень быстро собирали и не думали, что детали погнутся", – говорит Анатолий Новоселов, реставратор.

"По тому, как были изогнуты бронзовые детали подсвечников, мы поняли, что ее обвязали канатом по периметру – как на удавку", – добавляет реставратор Олег Мурашов.

В результате все без исключения подсвечники были деформированы, а некоторые и вовсе сломаны. Их реставрировали больше полугода сразу десять специалистов – литейщики, позолотчики, ювелиры. Проделали колоссальную работу. Восстановили не только каркас, но и декор. Минерал лазурит – любимый камень заказчицы, императрицы Марии Александровны.

"Сегодня мы сделали полную практически переборку лазурита, поскольку материал, на который был поставлен лазурит – лазуритовые пластинки, – пришел в соответствии со временем в негодность" , – пояснил Борис Игдалов, директор царскосельских мастерских.

Сохранить удалось не только элементы декора, но и оригинальный крепеж. Бронзовые гирлянды держатся на латунных винтах. В отличие от современных резьба на них выполнена не в метрической, а еще в дюймовой системе. Правда, работать со старинными комплектующими – тяжелее, чем с новоделом. Под каждую деталь нужно найти свой уникальный фиксатор.

Специально для монтажа люстры-исполина укрепили перекрытия и установили подъемный механизм. До конца позапрошлого века такая машина опускала светильник для замены свечей, их ровно 84. Потом огонь сменили лампы накаливания. Во время последней реставрации, как и при Николае II, оплетку проводов выполнили под золото. Главная задача теперь, когда люстра заняла свое почетное место, вернуть прежние интерьеры. В фондах сохранились виды исторического Лионского зала.

"Лионский зал, обтянутый шелком. Изображения этого зала сохранились у нас. Акварель. В отделке зала широко использовался камень лазурит – бадахшанский и прибайкальский", – рассказала Ольга Таратынова, директор Государственного музея-заповедника "Царское село".

Первым место в зале займет мебельный гарнитур императрицы. Сохранили 25 предметов, инкрустированных камнем. Но посетители это великолепие смогут увидеть только, когда будет восстановлен уникальный паркет с перламутровым оттенком. А на это нужны ещё миллионы рублей.