Как продемонстрировать музыкальный товар во всей красе и не дать пользователю сделать копию? Как продать людям то, что они могут скачать бесплатно? Как должен осуществляться контроль за соблюдением авторских прав исполнителей? Об этом в эфире радио "Вести ФМ" говорили Анатолий Кузичев и Максим Кононенко со своей гостьей – Соней Соколовой.

Кузичев: Сегодня к нам на огонек пришел российский Интернет-продюсер, музыкальный журналист, один из основателей первого российского музыкального сайта zvuki.ru, генеральный директор soundkey.ru – системы, позволяющей легально покупать и продавать цифровой контент в интернете - Соня Соколова. Мы с ней перед эфиром немножко поговорили, и я ей с гордостью, как обычно, заявил, взгромоздясь на стол, что я последовательный и истовый, искренний поборник музыкального пиратства в интернете, а вы, говорю, видимо, соответственно, поборница РАО?. "Нет, - говорит она, - я против пиратства, но и против РАО." Я примерно правильно примерно излагаю?

Соколова: Абсолютно верно излагаете.

Кузичев: А что в РАО вам не понравилось?

Соколова: Вопрос не в том, что мне не нравится в конкретном механизме. Вопрос в том, что я считаю, и, собственно, не только я, но и многие журналисты моего портала, что РАО дискредитирует институт авторского права как такового.

Кузичев: Это каким образом?

Соколова: Своими карательными методами, своими способами ведения дел.

Кононенко: РАО занимается, грубо говоря, не поддержкой авторов, а набиванием собственных карманов.

Соколова: Ну, если бы только набиванием карманов... У меня вот тут замечательная лежит статистика. Отчетность РАО за предыдущий год. Я полагаю, что мы еще можем затронуть эту тему, если будет интересно.

Кононенко: Я уже делал на эту тему комментарий.

Кузичев: Сделай еще раз сейчас у нас на радио. Или Соня это сделает.

Кононенко: Ну, дело в том, что на сайте РАО опубликован отчет финансовый за 2009 год, то есть за 2010 год, когда о РАО уже только ленивый не писал, и об их методах, совершенно страшных, отчета нет. Есть только за 2009.

Соколова: Ну, потому что 2010 еще не прошел.

Кононенко: А! Это 2009! А я писал как раз про отчет за 2008 год, и, в общем, там вышло так, что где-то половина была потрачена на выплаты авторских, где-то треть от другой половины была потрачена на себя, а о судьбе 494 млн рублей в отчете не было ничего. То есть из общего баланса куда-то пропали вот эти деньги.

Кузичев: То есть ты намекаешь. Что РАО крадет их, что ли?

Кононенко: Я не могу сказать, что РАО их крадет, потому что...

Кузичев: Нет. Ты об этом не говоришь, ты намекаешь. Подсудное дело.

Кононенко: Я намекаю...

Соколова: Вот смотрите, открываем сайт РАО...

Кононенко: Я спрашиваю, где они.

Соколова: Вот РАО за последний год собрало 2 млрд 777 млн 547 тысяч рублей.

Кузичев: Нормально.

Соколова: При этом распределили они 2 млрд 719 млн 888 тысяч рублей, каким-то невероятным образом, нечеловеческими усилиями. Но при этом забавно, что выплаты и удержания за 2009 год составили 2 млн 391 млн, и вот тут начинают эти самые 700 где-то гулять. Там есть некий остаток, который был выплачен в 1 квартале 2010 года. Но так или иначе, как авторское награждение в итоге выплачена действительно половина – 1 млрд 593. Я просто произношу эти красивые цифры для того, чтобы было понятно, что, вообще говоря, защита авторских прав – это не иконоборчество такое прекраснодушное. Это бизнес, хороший бизнес. И дальше мы смотрим, собственно говоря, что вот оплата труда из этого всего 28 человек, которые зарегистрированы на сайте авторского общества как его сотрудники, составила 240 млн 258 тысяч рублей.

Кононенко: Там была еще прекрасная статья: 30 с чем-то миллионов на поддержку национальной культуры и 30 с чем-то миллионов – другие расходы.

Соколова: Ну да. Помощь студентам–стипендиатам. А также там есть безвозмездное пользование на 25 лет - есть особняк на Малой Бронной. В общем...

Кононенко: И причем надо понимать, что из этой половины, распределенной суровая доля уходит иностранным всяким организациям, которым выплачивается за...

Соколова: Ну, вот за Мадонну...

Кононенко: За приезд, за концерт артистам...

Кузичев: "Битлзам" всяким и прочим. Ну, понятно.

Кононенко: А потом Любовь Воропаева, написавшая песню "Девочка моя синеглазая", пишет у себя в ЖЖ, что чего-то мне РАО ничего не платит.

Соколова: Короче говоря, если вы позволите, я как-то суммирую всю эту историю. С моей точки зрения вопрос не в том, нужны авторские права или нет. Ведь действительно, магазины существуют, которые продают музыку, существуют радиостанции, которые ее воспроизводят, существует телек, в конце концов. И для того, чтобы люди, которые производят музыку и поставляют ее к нашему столу и в наши уши, хоть что-то с этого получали, все-таки нужен какой-то механизм, чтобы собирать эти авторские отчисления. Но в том виде, в котором оно существует сейчас - это действительно бизнес для ограниченного круга лиц.

Полностью беседу Анатолия Кузичева и Максима Кононенко с Соней Соколовой об авторском праве слушайте в аудиофайле