Магомед Толбоев: вероятность взрыва Ту-154 была очень велика

"Росавиация" и транспортная прокуратура проводят проверку по факту аварийной посадки ТУ-154 в Коми. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Пока неясно, чем были вызваны технические неполадки, которые едва не стоили жизни экипажу и пассажирам. Свои версии предлагают эксперты.

"Росавиация" и транспортная прокуратура проводят проверку по факту аварийной посадки ТУ-154 в Коми. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Пока неясно, чем были вызваны технические неполадки, которые едва не стоили жизни экипажу и пассажирам. Свои версии предлагают эксперты.

Всего на борту был 81 человек. Самолет следовал из Мирного в Москву. На высоте 10 тысяч метров отказала система электроснабжения, следом отключилась навигация, связь, топливные насосы. Сажать самолет нужно было немедленно. В ближайшей видимости оказался лишь заброшенный таежный аэродром "Ижма".

Благодаря профессионализму пилотов, приземлились нормально – никто из людей не пострадал. Небольшие повреждения получил только лайнер – он выкатился в лес. Что говорят о случившемся специалисты? Свой комментарий "России 24" дал летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев.

"Я это оцениваю как профессионализм на высочайшем уровне, – говорит Толбоев. – Когда мы прокладываем маршруты – а гражданские маршруты на десятилетия вперед – опытные летчики заранее делают пометки, где какие аэродромы находятся. Есть досаафовские, есть военно-морских сил, есть бывшие КГБ СССР, есть военно-воздушных сил, сухопутных войск – очень много аэродромов у нас, 6 тысяч аэродромов по всей России. Если они это запомнили по дороге по маршруту, если, что случиться – туда, то молодцы. Значит, заранее они были готовы к любой ситуации".

По словам летчика, вероятность того, что самолет при посадке деформируется, загорится или взорвется была очень велика. "Не дай бог какой-нибудь овраг, не дай бог крупные деревья. Молодцы ребята. Повезло. Надо молиться богу. Судьба так распорядилась", – говорит Толбоев.

Говоря о возможных причинах неполадок, Магомед Толбоев отметил, что самое главное, что люди живы. Второе – жив экипаж. Третье – самолет целый. "Для комиссии ничего не стоит в течение 10 минут сделать вывод, – подчеркивает летчик. – Не нужно им 10 дней. Они должны немедленно дать ответ народу".

"Это редчайший случай, – продолжает Толбоев. – Такого в летной практике не было – обесточивания борта полностью. Это может только, если вдруг экипаж забыл на взлете электропитание перевести на борт. Это означает включить генераторы. На запуске генераторы выключены. Двигатель запускается, и каждый генератор включается. На аккумуляторах он может протянуть минут 20 максимум – если новые аккумуляторы. Если старые – минут 7-10. Это исключается, видимо, потому что они долго летели. А почему все произошло, легко определить: самолет же целый".

То, что при обесточивании первым делом надо немедленно сесть, Толбоев подтвердил. "Потому что если отказывает электросистема, отказывают электронасосы, которые занимаются подкачкой топлива. Центральный бак расходуется, а подкачки топлива нет", – объяснил летчик.