В Самаре в минувшие выходные прошел фестиваль, посвященный Мстиславу Ростроповичу. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил произведения Софьи Губайдуллиной, Густава Малера и Модеста Мусоргского.
"В моей четвертой симфонии совсем нет фортиссимо", – так писал о ней сам Густав Малер. Самая тихая, филигранно классическая и нежная симфония австрийского композитора стала первым произведением, исполненным в кардинально обновленном зале Самарского театра оперы и балета. На сцене – оркестр Мариинского театра, за пультом – Валерий Гергиев. Программу этого концерта маэстро специально составил так, чтобы проверить акустические возможности нового зала.
"Здесь хороший театр, хорошая акустика, – говорит Валерий Гергиев. – Голоса должны звучать хорошо. Должно быть очень зрелищно".
11 лет назад на этой же сцене Мстислав Ростропович репетировал мировую премьеру оперы Слонимского "Видения Иоанна Грозного". Это была его первая постановка в России после возвращения из эмиграции. Великий музыкант был полон сил, творческой энергии и солнечной радости.
"Скажите, с каким настроением вы приехали в Самару?", – спрашивали Ростроповича. "С блестящим! – отвечал музыкант. – Я буду ставить здесь и буду жить у вас долго! Наконец-то я задержусь в одном месте столько, сколько я давно нигде не задерживался".
В музыкальной жизни Самары Ростропович остался навсегда. Это уже третий фестиваль, посвященный его памяти. В этом году среди гостей была композитор Софья Губайдуллина. В свое время Ростроповичу она посвятила концерт на стихи Франциска Ассизского "Гимн Солнцу".
"Солнечность этого человека подвигла меня на эту затею. Репетиции, общение с ним было настолько энергичным, насыщенным, плодотворным", – рассказывает София Губайдуллина.
В этот вечер звучало другое произведение Губайдуллиной – второй концерт для скрипки с оркестром. Концерт, где все оркестровые скрипки отдыхают. Звучит лишь одна скрипка-солист. Она в руках немецкой скрипачки Анне-Софии Муттер. Именно для нее написан этот концерт, и пока только она имеет эксклюзивные права на его исполнение. Исключительное произведение исполняется на уникальном инструменте.
"У меня скрипка работы Антонио Страдивари, сделанная им в 1710 году. Я повсюду вожу ее с собой", – говорит скрипачка.
Сочетание авангарда и классики – фирменный знак этого фестиваля. Классические и современные композиторы соседствуют в программе концертов, авангардная музыка играется на старинных инструментах. А декорацией к этому служит зал, который еще пять лет назад был выдержан в стиле сталинского ампира, а теперь обрел барочную пышность позолоченных балконов, амфитеатров и лож.
Формально число мест в обновленном зале осталось неизменным, но точное число зрителей фестиваля памяти Мстислава Ростроповичу подсчитать все равно невозможно. Благодаря прямой телетрансляции из зала на площадь побывать на концертах фестиваля мог любой желающий.























































































