В Косове состоялась интронизация сербского патриарха Иринея. Его избрали еще в январе на Архиерейском соборе в Белграде. Тогда же Ириней официально вступил в должность. Чтобы уладить все формальности и обеспечить безопасность патриарха и гостей, потребовалось почти девять месяцев.
О прибытии сербского патриарха на косовскую землю извещает не только колокольный звон, но и шум военных вертолетов. Безопасность этого человека сегодня является главным приоритетом местного контингента НАТО и полиции Евросоюза. Малейшая провокация – и имидж самопровозглашенного Косова не восстановить.
24 монахини на территории Печской патриархии живут всегда, но сегодня впервые со времени провозглашения Приштиной независимости они поют для главы Сербской православной церкви. Патриарх Ириней восходит на престол в Пече – так же, как и все сербские предстоятели восемь столетий подряд. Среди трех тысяч гостей – представители конфессий от Ватикана до Москвы и президент Сербии Борис Тадич.
Комплекс патриархии – а древность ее фундамента даже сербские ученые определяют только примерно – после атак албанцев находится под защитой итальянских солдат из KFOR (Kosovo Force). На воротах еще осталась табличка "охраняется государством". Вот только каким?
Исторический престол сербских патриархов стоит одновременно в двух геополитических измерениях, в двух параллельных мирах – в частично признанной и мусульманской по вероисповеданию республике Косово и в сербской, православной провинции Косово и Метохия. И именно эта, вторая часть названия для сербов особенно важна.
Метохия в вольном переводе означает "монастырская земля". Настаивая на двойном названии, сербы подчеркивают свое историческое право на Косово.
"Прошли восемьсот лет пребывания сербского патриарха здесь, и я надеюсь, что будет еще восемьсот лет. А после пусть будет так, как Бог хочет. Но нет ни земной силы, ни небесной, которая могла бы отнять у сербского православного народа и нашей церкви этот очаг", – говорит митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.
В XIII веке сербская церковь даже называлась Печской. В современном городе Печ сейчас не живет ни одного серба: на домах вывески на албанском языке и американские флаги.
"Это тяжелые, очень тяжелые времена. Как они закончатся, мы увидим, но только по-настоящему справедливое решение косовской проблемы не станет очередным яблоком раздора", – уверен патриарх Сербский Ириней.
Но даже в самое непростое время древний обряд не был нарушен. Интронизации ничто не помешало.









































































