"Булаву" могут принять на вооружение в ближайшие годы

Второй подряд успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" подтверждает версию о том, что причиной прежних неудач могла стать технология сборки. Об этом заявил источник в Госприемке.

Второй подряд успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" подтверждает версию о том, что причиной прежних неудач могла стать технология сборки. Об этом заявил источник в Госприемке. Пуск "Булавы" сегодня рано утром был осуществлен с подлодки "Дмитрий Донской" из Баренцева моря. Боевые блоки новейшей российской ракеты в установленное время поразили цель на полигоне "Кура" на Камчатке. Напомним, что из 14 стартов только половина (с учетом сегодняшнего) признаны удачными. В непростой истории конструирования "Булавы" разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: От брака при сборке ломаются не только автомобили, но и ракеты. Эту версию подтвердил второй по счету удачный старт "Булавы". И ее конструкция, разработанная в московском НИИ теплотехники, оказалась вполне качественной. А ведь в этом после предыдущих неудачных стартов стали уже сильно сомневаться. В результате даже потребовалось личное вмешательство министра обороны Анатолия Сердюкова, поясняет главред журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Коротченко: Успешный пуск "Булавы" подтверждает правильность решения, принятого министром обороны об изготовлении трех полностью идентичных ракет и последовательном устранении возможных технологических нарушений при их производстве и сборке.

Гололобов: Вообще-то 20-30 процентов неудач при пусках - это стандартный показатель. Испытания новой техники никогда не идут гладко. Но в случае "Булавы" эти цифры явно зашкаливали. Однако нет худа без добра. Именно в ходе неудачных стартов ракеты и появилась уверенность в том, что виноваты все таки не конструкторы, а заводы-изготовители, отмечает ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.

Литовкин: То пиропатрон не отстрелил ступень, то дополнительный маневровый двигатель не вышел из корпуса ракеты. Самое любопытное, что все неудачи были разными, что говорило о том, что проблема не в конструктивных недостатках ракеты, а проблема в сборке.

Гололобов: В итоге над сборкой "Булавы" был налажен строжайший контроль. Над каждым рабочим местом стояли видеокамеры. По ним отслеживались все действия рабочих. Эти кадры и выявили расхождения в том, что указано в технологических чертежах, и что реально делали сборщики. Недостатки устранили, и две ракеты сразу полетели успешно. То, что задумывали их создатели, полностью подтверждается, говорит Игорь Коротченко.

Коротченко: Ракета - это высокотехнологичное изделие, которое полностью отвечает требованиям 21 века. Ракета адаптирована под преодоление перспективной ПРО США. Она несет 6 ядерных боевых блоков индивидуального наведения, обладает невосприимчивостью к основным поражающим факторам тех новых видов вооружений, которые могут быть размещены в космосе.

Гололобов: Некоторые СМИ до сих пор пишут о якобы гиперзвуковых боеголовках "Булавы", что они сами, как маленькие ракеты, могут маневрировать и уходить от ПРО. На самом деле это, конечно, не так, объясняет Игорь Коротченко.

Коротченко: Какой гиперзвук, когда ракета летит со скоростью 8 км/с? И боеголовка так же летит. Когда произошло разделение ядерных боевых блоков, каждый блок выполняет задание уже без всяких корректировок. Поэтому не надо говорить про эти планирующие гиперзвуковые ядерные боеголовки.

Гололобов: Все 14 пусков "Булавы" были произведены с подводного ракетоносца еще советской разработки "Дмитрий Донской". Следующий пуск, скорее всего, будет уже с подлодки нового поколения, специально созданного под "Булаву", поясняет Виктор Литовкин.

Литовкин: "Дмитрий Донской" - это проект "941 Акула", по натовской классификации "Тайфун". У нас было 6 таких лодок, осталось 3, одна переоборудована под испытания "Булавы". А после того, как закончатся испытания на "Дмитрии Донском", будут произведены до конца этого года испытания на "родном" корабле для этой ракеты – "Юрий Долгорукий".

Гололобов: Впереди еще серия испытаний уже на основной для этой ракеты подлодке "Юрий Долгорукий". Если испытания пойдут успешно, то принята на вооружение "Булава" уже может быть через два-три года.