Аварийная посадка Ту-154. Спецпроект "Реконструкция"

2 пассажира погибли, 82 были госпитализированы
На уходящей неделе криминалисты и следователи выясняли причины аварийной посадки самолета Ту-154 "Дагестанских авиалиний" в аэропорту "Домодедово". Лайнер при столкновении с землей раскололся на три части. В больницах остаются на лечении 53 пострадавших, пять из них в тяжелом состоянии.

На уходящей неделе криминалисты и следователи выясняли причины аварийной посадки самолета Ту-154 "Дагестанских авиалиний" в аэропорту "Домодедово". Лайнер при столкновении с землей раскололся на три части. В больницах остаются на лечении 53 пострадавших, пять из них в тяжелом состоянии. Радио "Вести ФМ" воссоздало картину крушения самолета в специальном проекте "Реконструкция".

4 декабря. 14:10 по московскому времени.
Аэропорт "Внуково".

Объявление по аэропорту:
"Закончена посадка на рейс 372 Москва- Махачкала "Дагестанских авиалиний"".

На борту - 163 пассажира и девять членов экипажа. Лайнер набирает высоту.

14:28. Высота 9100 метров.

На пульт диспетчеров поступает сообщение пилотов:

- Прием. У нас отказ первого и второго двигателей. Срочно дайте посадку.
- Прием, вас поняли. Освобождаем воздушное пространство. Полоса свободна. Посадку разрешаем. Пожарные и санитарные машины – на полосу. Аварийная посадка. Борт Ту 154 - 372.

До "Домодедово" остается 80 километров.

14:41

Во время снижения отказывает третий – последний – двигатель. Перестают работать генераторы и навигация. Экипаж не говорит пассажирам о проблемах на борту. Паники в салоне нет.

14:46

Бортпроводники проходят по салону и просят пристегнуть ремни безопасности.

"Займите, пожалуйста, свои места. Уберите столик, будьте добры. Присядьте на место, пожалуйста…"

Пассажиры спокойны: они уверены, что самолет просто попал в зону турбулентности. Хотя в иллюминаторах уже видно: крылья почти касаются верхушек деревьев. Самолет падает.

14:49

Пилоты пытаются посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, но не дотягивают несколько метров. Лайнер сталкивается с землей чуть правее. Нормально затормозить возможности нет. Самолет двигается на повышенной скорости.

После сильного удара о землю пассажиры понимают: это не турбулентность, а самая настоящая авиакатастрофа. Люди кричат, в панике вскакивают со своих мест, в салоне образуемся давка.

На конечном участке движения самолет сталкивается с земляной насыпью и останавливается в 20 метрах от северной границы аэропорта. От столкновения фюзеляж раскалывается на три части. Из баков выливается керосин. Одна искра – и будет взрыв.

Ни один из аварийных трапов не срабатывает. После остановки пассажиры и члены экипажа выпрыгивают из разрушенного самолета, многие получают переломы. Кто-то сползает по обледеневшим крыльям лайнера.

На борту оказывается сотрудник милиции Сиражутдин Рамазанов. Ему удается вытащить из-под обломков 12 пассажиров.

Одну бабушку я вытащил, она вроде даже дошла до забора, где скорая была. Потом смотрю - она уже лежит. Пока врачи подбежали к ней, она была уже мертва.

Речь идет о 80-летней матери члена Конституционного суда России Розе Гаджиевой. Женщина скончалась прямо на месте аварии.

Среди пассажиров злополучного рейса оказывается родной брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Он тяжело ранен, его срочно отвозят в одну из московских больниц.

82 человека получают ранения различных степеней тяжести. Часть из них врачи незамедлительно госпитализируют. Тех, кто не нуждается в срочной медицинской помощи, сажают в отдельный автобус и везут в аэропорт.

Там спасенные люди делятся впечатлениями от жесткой посадки.

Пассажир: "В полете нам ничего не сообщили, просто сказали пристегнуть ремни и, всё - сели".
Пассажирка: "Спасибо нашему командиру, который нас так приземлил удачно".
Пассажирка: "Да, мы благодарны командиру, это было что-то! По всей вероятности, мы должны были погибнуть".
Пассажир: "Травмы, колото-резаные раны, переломов серьезных я там не видел. Некоторые выглядят нормально, у некоторых все лица в крови. Плачут женщины, все звонят по телефонам".

Когда угроза возгорания на месте аварии ликвидируется, к осмотру самолета и поиску бортовых самописцев приступают криминалисты.

18:15

Около 70 человек, которые не нуждаются в госпитализации, размещают в гостинице аэропорта "Домодедово". С ними работают психологи. Из Махачкалы в Москву за ними вылетает резервный борт. Это тоже Ту-154.

22:30

Президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову звонят из московской больницы и сообщают, что его брат умер от полученных в результате аварии травм.

5 декабря. 8:44

Из "Домодедово" вылетает спецрейс с телами погибших Розы Гаджиевой и Гаджимурада Магомедова. Его встречает сам глава республики. Президент Дагестана обещает помощь семьям пострадавших пассажиров аварийного Ту-154.

Мы приняли специальное распоряжение об оказании материальной помощи пострадавшим и погибшим. Каждой семье погибших выплаты будут в размере 250 тысяч рублей, а пострадавшим – от 30 до 100 тысяч, в зависимости от степени увечий. Пострадавшим оказывается вся необходимая медицинская и иная помощь.

6 декабря

Следователи и криминалисты выясняют причины отказа двигателей у самолета. С места крушения лайнера изъяты два бортовых самописца, произведены осмотры топливозаправщика и территории склада горюче-смазочных материалов аэропорта "Внуково". Изучаются изъятые видеозаписи экстренной посадки самолета Ту-154. Третий речевой самописец пока не найден.

Пока точно известно только одно - двигатели на Ту-154 заглохли из-за проблем с подачей топлива.

7 декабря

В СМИ появляется информация от второго пилота разбившегося самолета Магомеда Шамалова. Он находится в больнице и на вопросы следователей отвечает, что двигатели самолета отказали из-за халатности сотрудников аэропорта "Внуково", готовивших лайнер к полету.

Я почти на 100 процентов уверен в том, что в топливо для двигателей забыли залить "Арктик", это что-то вроде автомобильной "незамерзайки". Именно поэтому топливо замерзло и не стало поступать в двигатели. Вот почему они один за другим вышли из строя.

8 декабря

Следствие рассматривает три версии авиакатастрофы: ошибка экипажа, техническая неисправность самолета и отказ узлов и агрегатов. Версии теракта и попадания птиц в двигатели лайнера исключены.

Мы следим за ходом расследования.

Спецпроект "Реконструкция" слушайте в аудиофайле