Госбюджет открыт для любого искусства. Реплика Григория Заславского

В столичном департаменте культуры прошло первое заседание нового экспертного совета по драматическому и музыкальному театру. Выбирали номинантов на московские премии по итогам прошлого сезона, но разговор зашел и вообще о московской театральной ситуации. Среди других, в экспертный совет вошел и культурный обозреватель "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Состав экспертов, в сравнении с прежними, значительно помолодел. Приглашение театральных обозревателей из ежедневных московских газет - явный признак, что московские власти готовы вести разговор о театре на профессиональном уровне. Необходимость такого нового совета возникла примерно год назад, когда группа артистов "Театра Станиславского" разослала во все адреса, от президента до Счетной палаты, письма с просьбой избавить их от нового худрука. Стало ясно: нужно собрать какую-то экспертную команду, которая посмотрит спектакли и скажет, что делать: то ли увольнять и искать нового, то ли заставить артистов работать с тем, что уже есть. Решение, на мой взгляд, приняли компромиссное: оставили Галибина, но контракт с ним заключили только на год.

Вообще, если внимательно изучить московскую афишу, можно сделать немало открытий. "О сколько нам открытий чудных готовят просвещения дух, и опыт" - это, все знают, Пушкин написал. Так вот, открытия, связанные с московскими театрами, по преимуществу не чудные. Ведь все самое хорошее - на виду: "Ленком", "Современник", "Оперетта", "Московский ТЮЗ". А в ведении и на бюджете столичного департамента культуры сегодня 88 театров, еще около десяти - федерального подчинения. А если заглянуть в список лучших спектаклей, который составляется по итогам опроса московских критиков, соотношение получается уже другое: 50 на 50. И очевидная тенденция: в Москве можно с ходу назвать полтора-два десятка театров, о которых никто не пишет, которые и не зовут к себе ни критиков, ни журналистов.

"Театр Луны", театр "Камерная сцена", театр "Глас", театр на Перовской - их много, очень много. Они играют спектакли, но тоже не все и не всегда, некоторые - редко, некоторые - почти не играют, но все получают дотации. Даже "Содружество актеров Таганки", даже "Театр Эстрады", в афише которых трудно найти собственную продукцию, в основном играют арендаторы, даже они получают бюджетные деньги наравне с другими. И всех такая ситуация как будто устраивает. Хотя вот: кто бывал, к примеру, в "Театре Луны", тот без ужаса увиденное не вспомнит.
Прав был Лев Додин, который на прошлой неделе на обсуждении театральных проблем в Госдуме сказал, что в Германии театр, который ставит коммерческие комедии Нила Саймона, не может рассчитывать на бюджетные деньги. А в Москве можно и Нила Саймона, можно вообще не играть или, скажем мягче, почти не играть и при этом получать из бюджета гарантированную денежку. По-моему, это несправедливо.